Искусство Передней Азии. Искусство Аккада 24—23 вв. до в. э.

В 24 в. до н. э. борьба городов-государств и их объединений за земли и оросительные каналы привела к возвышению города Аккада. Правители его сумели подчинить своей власти большую часть Двуречья. Возвышение Аккада связано со временем правления царя Саргона, имя которого окружено легендами. Он первый объединил Двуречье в единое государство, что имело для того времени прогрессивное значение. Преемник Саргона Нарам-Син продолжал политику объединения Двуречья.
В искусстве Двуречья в этот период начало господствовать новое влияние — аккадского семитского искусства, которое несло гораздо больше реалистических тенденций, чем шумерийское. Впервые в период Аккада утверждается роль художественной индивидуальности. Найдена даже надпись, в которой упоминается имя мастера-скульптора.
Архитектура времени Аккада. В архитектуре Аккада шире, чем в архитектуре Шумера, распространены арки, своды. Если в Шумере свод встречается только в гробницах I династии Ура, то в Аккаде он использовался для перекрытий храмов. В жилых помещениях можно встретить арки, которыми оформлялись дверные пролеты. Жилой дом имел небольшие окна, забранные глиняными или деревянными рамами, вход устраивался для сбережения тепла не в центре фасада, а сбоку. Возможно, что жилые дома строили с двускатными крышами. Все эти черты связаны с более прохладным климатом Аккада, по сравнению с Шумером. Но некоторые храмы и дома строили еще по старому шумерийскому типу. Таков, например, великолепный когда-то дворец правителя города Эшнунны, объединенный с храмом. Стены его, как и прежде, были оформлены чередованием ниш и выступов. Комнаты дворца располагались вокруг открытых дворов; во дворце было устроено и свое небольшое святилище.
Скульптура времени Аккада. Памятников скульптуры аккадского времени обнаружено пока очень немного, но они показывают следующую ступень в реалистической трактовке человека. Такова, например, найденная в Ниневии за мечательная портретная голова из меди с инкрустированными глазами, являющаяся, как предполагают, портретным изображением самого Саргона (Багдад, Иракский музей). Очень индивидуальная по внешним чертам, она передает и внутренний образ конкретного человека, сурового, даже жестокого.
Стела Нарам-Сина. Одним из лучших памятников этого времени является рельефная стела царя Нарам-Сина из красного песчаника, высотой в 2 м (Париж, Лувр) На ней изображен поход Нарам-Сина против горного племени луллубеев. Здесь живо переданы движения, правильно анатомически построены фигуры, ощущается пространство. Прекрасно разработана цельная и ясная композиция, которая повествует о событии единым изображением, без членения на строки. Все вписано в горный пейзаж с уступами скал и деревьями. Реалистические черты с большой силой проявляются и в изображениях на печатях аккадского времени: достаточно свободно, естественно передаются пропорции человеческих фигур и движения, моделируются обнаженные части тела, так же, как и в монументальном рельефе, в композицию включается пейзаж.
Конец расцвета аккадского искусства был положен нашествием гутиев — племен, завоевавших аккадское государство и властвовавших в Двуречье около ста лет. Нашествие в меньшей степени затронуло южное Двуречье, и некоторые древние города этого района пережили новый расцвет, основанный на широко развившемся торговом обмене. Это относится, в первую очередь, к городам Лагашу и Уру.
Лагаш времени Гудеа. Как свидетельствуют клинописные тексты, правитель (так называемый «энси») города Лагаша Гудеа вел обширные строительные работы, а также занимался восстановлением древних архитектурных памятников. Но следов этой деятельности сохранилось до наших дней очень немного. Зато яркое представление об уровне развития и стилистических особенностях искусства этого времени дают довольно многочисленные памятники скульптуры, в которых зачастую объединяются черты шумерийского и аккадского искусства.
Скульптура времена Гудеа. При раскопках было найдено более полутора десятка посвятительных статуй самого Гудеа (большинство находится в Париже, в Лувре), стоящего или сидящего, часто в молитвенной позе. Они отличаются высоким уровнем технического исполнения, обнаруживают знание анатомии. Статуи делятся на два типа: фигуры приземистые, напоминающие раннюю шуме-рийскую скульптуру, и более вытянутые, правильных пропорций, явно исполненные в традициях Аккада. Однако у всех фигур мягко промоделировано обнаженное тело, а головы всех статуй портретны. Причем интересно стремление передать не только сходство, но и признаки возраста (некоторые статуи изображают Гудеа юношей). Важно также то, что многие скульптуры довольно значительны по размерам, до 1,5 м в высоту, и выполнены из твердого диорита, привезенного издалека.
В конце 22 в. до н. э. гутии были изгнаны. Двуречье объединилось на этот раз под главенством города Ура времени правления в нем III династии, который возглавил новое Шумеро-аккадское государство. Ряд памятников этого времени связан с именем правителя Ура Ур-Намму. Им был создан один из наиболее ранних сводов законов до Хаммураби.
Архитектура Ура III династии. В период правления III династии Ура, особенно при Ур-Намму, широкий размах получило строительство храмов. Лучше других сохранился большой комплекс, состоящий из дворца, двух больших храмов и первого в городе Уре большого зиккурата, который был сооружен в 22—21 вв. до н. э. Зиккурат состоял из трех уступов с наклонными стенами и имел в высоту 21 м. С одной террасы на другую вели лестницы. Прямоугольное основание нижней террасы имело площадь 65×43 м. Уступы или террасы зиккурата были разного цвета: нижний был окрашен черным битумом, верхний — побелен, а средний имел естественный цвет обожженного кирпича. Возможно, террасы были и озеленены. Есть предположение, что зиккураты использовались жрецами для наблюдений за небесными светилами. Строгостью, ясностью и монументальностью форм, так же как и общим контуром, зиккурат близок пирамидам Древнего Египта.
Бурное развитие храмового строительства отразилось и на одном из значительных памятников этого времени — стеле с изображением сцены шествия на ритуальную закладку храма правителя Ур-Намму (Берлинский музей). В этом произведении объединились характерные черты шумерийского и аккадского искусства: построчное членение исходит еще от памятников типа палетки Ур-Нанше, а правильность пропорций фигур, тонкость, мягкость и реалистичность пластической трактовки являются наследием Аккада.

<<< Искусство Передней Азии. Культура Шумера 27—25 вв. до н. э.

Культура и искусство Передней Азии 2 тысячелетия до н. э. Искусство Вавилона (19—12 вв. до н. э.) >>>

Иллюстрации к разделу >>>