Искусство Франции второй половины 17 века. Основные характеристики искусства Франции во второй половине 17 века.

В царствование Людовика XIV королевский двор делается центром всей художественной жизни страны, а король — основным, в значительной степени единственным заказчиком. Искусство становится государственным делом, главная его задача — прославление абсолютного монарха. Художественная жизнь Франции оказывается организованной по тому же принципу строгой централизации, что и все управление государством. Если искусство первой половины 17 века характеризовалось разнообразием направлений, то во второй половине столетия получает развитие в основном лишь одно направление, связанное с королевским двором. Господствующим и в значительной степени единственным стилем эпохи становится классицизм, ибо он более всего соответствовал требованиям величавости, торжественности и монументальности, которые ставились перед официальным искусством, так называемым искусством «большого стиля». Однако искусство, призванное окружать абсолютного монарха ореолом блеска и величия, должно было быть и достаточно пышным и декоративным. Поэтому классицизм, став официальным искусством абсолютизма, лишается простоты и строгости классицизма Пуссена и приобретает декоративный характер, ярко выраженные барочные черты.
Утверждению единого стиля во французском искусстве, централизации и регламентации художественной жизни страны чрезвычайно способствовала деятельность Академии живописи и скульптуры. Она была основана в 1648 году и первоначально не играла большой роли в художественной жизни Франции. Однако в дальнейшем, после реорганизации Академии Кольбером в 1663 году, она превратилась в чиновничью организацию, подчиненную строгой иерархии, и получила монополию на художественное образование. В 1665 году был основан римский филиал, где пенсионеры Академии завершали свое образование. Вскоре был создан ряд филиалов в некоторых провинциальных французских городах. В задачи Академии входила и организация периодических выставок. Таким образом, Академия стала одним из важнейших орудий государственного контроля и управления искусством. В Академии были разработаны теоретические положения, следование которым было обязательным для всех ее членов. Академическая доктрина строилась на рационалистической основе. Искусство должно было подчиняться законам разума. Все случайное, низкое, обыденное, не соответствовавшее представлениям о прекрасном, изгонялось из сферы художественного творчества и обучения. Высоким искусством была признана лишь историческая живопись. В понятие ее входили сюжеты религиозные, мифологические, аллегорические и собственно исторические. Трактовка этих сюжетов должна была соответствовать представлениям о «большом стиле» эпохи и основываться на изучении классических образцов античного искусства, Рафаэля, мастеров болонского академизма и Пуссена. Строгие принципы и сложные правила, выработанные в Академии и превратившиеся в официальную доктрину, обусловили стилистическое единство французского искусства. Однако они сковывали творческую инициативу художников и лишали их искусство индивидуального своеобразия.
Наряду с Академией важную роль в художественной жизни Франции сыграла королевская мануфактура гобеленов. Она производила самые разнообразные предметы прикладного искусства, необходимые для украшения королевских дворцов: мебель, драгоценную утварь, шпалеры и т. д. Здесь же проводилось и обучение мастеров прикладного искусства. Деятельность мануфактуры гобеленов, всецело подчиненной требованиям и вкусам королевского двора, обеспечивала господство того же стиля и в прикладном искусстве, а также высокий профессионально-технический уровень самых различных отраслей художественного производства.
Ведущее значение во французском искусстве второй половины 17 века получает архитектура; все другие виды искусства оказываются с ней тесно связанными.

<<< Искусство Франции второй половины 17 века. Франция во второй половине 17 века.

Искусство Франции второй половины 17 века. Архитектура. >>>

Иллюстрации к разделу >>>