Искусство Передней Азии. Культура Шумера 4—3 тыс. до н. э.

К началу 4 тысячелетия до н. э. шумерийцы, пройдя ступень неолита, вступили в период медного века. Они жили родовым строем, занимались земледелием и скотоводством, хотя охота и рыболовство еще играли у них существенную роль. Постепенно развивались гончарное, ткацкое, камнерезное и литейное ремесла.
Поселение шумерийцев начала 4 тысячелетия до н. э. Древнейшие из известных нам поселений относятся к началу 4 тысячелетия до н. э. и расположены в разных местах Двуречья. Одно из поселений шумерийцев было открыто под холмом аль-Убайд (или эль-Обейд), по имени которого получил наименование и весь период. (Подобные холмы, называемые современным местным населением по-арабски «телли», образовались от накопления древних строительных остатков.)
Шумерийцы строили жилища круглые, а позднее прямоугольные в плане, из стеблей тростника или камыша, верхушки которых связывали пучком. Хижины обмазывали глиной для сохранения тепла. Изображения таких построек встречаются на керамике и на печатях. Ряд культовых, посвятительных каменных сосудов выполнен в виде хижин (Багдад, Иракский музей; Лондон, Британский музей; Берлинский музей).
Относящиеся к этому же периоду примитивные глиняные статуэтки изображают богиню-мать (Багдад, Иракский музей). Глиняные лепные сосуды (Багдад, Иракский музей) украшены геометризованной росписью в виде птиц, козлов, собак, листьев пальмы, отличающейся большой декоративностью.
Культура шумерийцев второй половины 4 тысячелетия до н. э. Вторая половина 4 тысячелетия до н. э., характеризующаяся сложением культуры городов южного Двуречья, зарождением письменности , охватывает периоды Урук и Джемдет-Наср, условно так названные по местам первых находок, типичных для каждого периода. Первоначально это была пиктографическая письменность, т. е. образное рисунчатое письмо, а на ее основе сложилась клинопись. Развиваются такие виды искусства, как монументальная архитектура, скульптура, резьба по камню.
Архитектура второй половины 4 тысячелетия до н. э. В архитектуре, которая стала главным видом искусства, к концу 4 тысячелетия до н. э. Выработались основные, характернейшие для строительства Шумера черты: возведение постройки на искусственной насыпи, распределение помещений вокруг открытого двора, членение стен вертикальными нишами и выступами, введение в архитектурное решение цвета.


«Белый» храм в Уруке. Интерьер. Реконструкция

Первые памятники монументального строительства из кирпича-сырца — два храма, воздвигнутые на искусственных террасах для защиты от почвенных вод, так называемые «Белый» и «Красный» — были открыты в городе Уруке (современное селение Варка). Храмы посвящены главным божествам города — богу Ану и богине Инине. Стены одного были окрашены в белый цвет, а другого украшены геометрическим орнаментом из глиняных обожженных «гвоздей» — «зиггати» со шляпками, выкрашенными в красный, белый и черный цвета. Возможно, что рисунок из «зиггати» имитирует узор плетеных циновок, которые вешали на стены жилых построек. Оба храма были прямоугольными в плане, со стенами, расчлененными выступами и нишами, которые играли конструктивную и декоративную роль, как и массивные полуколонны вдоль стен «Красного» храма. Центральное помещение не имело крыши, являясь открытым двором. Кроме кирпича-сырца в строительстве стали уже применять и камень (например, «Красный» храм был возведен на каменном основании).
Скульптура второй половины 4 тысячелетия до н. э. Самым замечательным из скульптурных произведений периодов Урук и Джемдет-Наср является найденная в Уруке мраморная женская голова (Багдад, Иракский музей). Плоено срезанная сзади, она была прикреплена когда-то к стене храма, являясь частью горельефной фигуры. Лицо богини с огромными широко раскрытыми глазами и сросшимися над переносицей бровями (глаза и брови инкрустированы) отличается большой выразительностью. Общая пластическая трактовка крупными объемами, четкая и уверенная, создает ощущение подлинной монументальности. На голове когда-то был прикреплен убор из золота.
В скульптурных изображениях животных много наблюденных движений, верно переданных, характерных черт строения животных. Таковы, например, объемные фигуры львов и быка на сосудах из желтого песчаника (Багдад, Иракский музей; Лондон, Британский музей), вырезанные из камня фигурки лежащего бычка, теленка, барана, каменный сосуд в форме вепря (Багдад, Иракский музей).
Появляются и первые многофигурные композиции. Например, на алебастровом сосуде из Урука (Багдад, Иракский музей) изображена низким рельефом с гравировкой торжественная процессия людей с дарами, приближающаяся к фигуре богини. На следующем фризе показана вереница овец и баранов, тянущаяся вдоль полноводной реки, на берегу которой растут колосья и пальмы. Принцип последовательного распределения рельефных изображений на плоскости, который сложился в Двуречье этого раннего периода, стал позднее господствующим в искусстве всей Передней Азии. Определились и правила изображения в рельефе человеческой фигуры: голова и ноги в профиль, а туловище чаще всего дается в фас.
Печати второй половины 4 тысячелетия до н. э. Очень характерны для периодов Урука и Джемдет-Наср каменные печати в виде цилиндров, игравшие первоначально роль амулетов, а затем превратившиеся в знаки собственности. На цилиндрах-печатях вырезались отдельные человеческие фигуры, целые сцены из повседневной жизни (например, изготовление сосудов) и фигуры, связанные с религиозными верованиями и сложившимся уже в это время народным эпосом (фигуры быко-человека, побеждающего двух львов, и т. п.). Фигуры часто расположены в так называемых «геральдических» композициях, т. е. таких композициях, в которых выделен центр с симметрично расположенными по его сторонам фигурами. Позднее «геральдическая» композиция сделалась характерной для искусства всей Передней Азии. Как и скульптурные изображения на сосудах, рельефы цилиндров-печатей этого времени, при некоторой схематичности, отличаются большой живостью в передаче фигур животных и людей, свободной компоновкой и даже введением элементов пейзажа. Образцом печати этого периода является цилиндр-печать (Берлинский музей), принадлежавшая хранителю кладовых храма богини Инины, с очень тонко выполненным и мягко пластически проработанным изображением бородатого человека, который держит в руках ветви растения, и фигурами стоящих справа и слева от него двух козлов, тянущихся к побегам.


<<< Искусство Передней Азии. Искусство Двуречья 4—3 тысячелетий до н. э.

Искусство Передней Азии. Культура Шумера 27—25 вв. до н. э. >>>

Иллюстрации к разделу >>>