Вит Стош. Переход от средневекового искусства к искусству Возрождения в скульптуре воплотился в Польше в творчестве замечательного скульптора, работавшего также в качестве живописца и гравера, — Вита Стоша (ок. 1455—1533).
О начальном этапе его деятельности известно мало. В 1475—1477 годах Стош приехал из Нюрнберга в польскую столицу Краков — в ту пору богатый торговый город с широко развитой экономической и культурной жизнью. Здесь наиболее ярко проявился талант мастера.
В 1477 году он получает заказ на исполнение деревянного алтаря для костела девы Марии в Кракове (1477—1489). Последний представляет собой большое трехстворчатое готическое сооружение (высота 13 м, ширина 11 м), посвященное изображениям из жизни Христа и Марии.
В центральной части (где отдельные фигуры значительно превышают двухметровую высоту) изображено Успение Богоматери. Умирающая Мария помещена в окружении двенадцати апостолов. На боковых створках даны разнообразные композиции на евангельские темы, в большинстве случаев трактованные как сцены современной художнику жизни.
Алтарь сочетает почти круглую деревянную раскрашенную скульптуру (в: центральной части) с высоким и низким рельефом (на створках) и живописью (в пейзажных фонах).
Все здесь, начиная от центрального изображения апостолов с Марией, композицией на темы евангельских повествований и до второстепенных деталей — небольших фигурок, вкомпонованных в растительный мотив, украшающий пределлу или арку центральной сцены, потрясает гениальной наблюдательностью их автора, мощной, глубоко правдивой характеристикой отдельных персонажей. Среди них можно встретить представителей самых различных социальных категорий той поры. Горожане и крестьяне, плебеи и светские дамы, люди духовного звания, воины и шуты, народ и патриции предстают перед зрителем в богатой и разнообразной галерее типов.
Жестковатая, иногда слишком дробная, мелочная натуралистическая трактовка отдельных деталей (особенно в фигурах центральной композиции) — черта, унаследованная Стошем от старого средневекового искусства, сочетается у мастера с широким умением обобщать и типизировать, давать предельно реалистическую трактову образа. Это особенно наглядно выступает в небольших фигурках, украшающих пределлу, а также в драматических сценах страстей или более поэтичных и лирических — из жизни Марии.
Богатство и яркость персонажей, их глубокая человечность, правдивость деталей: интерьеров, утвари, костюмов, рассказывающих о жизни и быте того времени, — делают Мариацкий алтарь Вита Стоша одним из высших достижении мирового искусства периода кризиса средневековья и рождения новой гуманистической культуры.
В Польше Стош прожил до 1496 года. Здесь им был создан ряд скульптурных надгробий, продолжавших тип польских гробниц, но отличавшихся от прежних замечательной жизненностью и яркостью психологических характеристик. Таковы надгробия короля Казимира Ягеллончика в Вавельском соборе в Кракове (1492), Петра из Бнина во Вроцлавском соборе (1493), архиепископа Збигнева Олесницкого в кафедральном соборе в Гнезно (1496), надгробная плита гуманисту Филиппу Каллимаху в Краковском костеле доминиканцев и другие. Поздние произведения В. Стоша, созданные в Германии, где его называли Фейтом Штоссом (рельеф хора церкви св. Зебальда, статуя апостола в церкви св. Лоренца в Нюрнберге и др.), характеризуются уже меньшей яркостью и жизненной непосредственностью.
Говоря о скульптуре польских надгробий, следует упомянуть ряд отличных, сдержанных и торжественных памятников, находящихся в Зигмунтовской часовне: надгробия Сигизмунда I Старого (1529—1531, Б. Барреччи), Сигизмунда II Августа (1571—1573, Ян Марио Подавано), Анны Ягеллонки (Санти Гуччи, после 1580) и другие. Самобытным скульптором польского Возрождения является Ян Михалович (1530 — ок. 1583). Созданным им надгробиям епископов Анджея Зебжидовского (1560—1563), Филиппа Падневского (1572—1575) присущи черты торжественности и успокоенности. Портретные изображения усопших помещены в четкие ренессансные по своим формам архитектурные обрамления.
Особенно ярко реалистические черты новой гуманистической культуры воплотились в скульптурных так называемых «Вавельских» головах (первая половина 16 в.), которыми был украшен кассетированный потолок Посольского зала в Вавеле. Из 194 скульптурных изображений до наших дней сохранилось лишь 30. Они отмечены большой глубиной индивидуальных характеристик, острой экспрессией и выразительностью.