В эти годы начинается освобождение немецкой культуры от безраздельного господства церкви. В Германии быстро развиваются математические, естественные и гуманитарные науки, начинается расцвет литературы, окрашенной антифеодальными и антикатолическими тенденциями, возникает гуманизм, отражающий идеологию прогрессивных общественных слоев. Большая роль в формировании новой культуры принадлежал а изобразительному искусству. Если художники 15 века лишь медленно и с трудом пробивались к жизненной правде, руководствуясь главным образом интуицией и зрительным впечатлением, то теперь они начинают приобщаться к прогрессивным достижениям итальянского Возрождения, овладевают научными основами искусства. Расширение тематики, появление новых жанров — пейзажа и портрета, сознательное овладение изображением пространства и человеческого тела характеризуют творчество передовых мастеров этого времени.
Архитектура. Медленнее всего происходит развитие новых форм в архитектуре. В течение долгого времени конструкции немецких зданий, равно как и структура фасадов не подвергаются существенным изменениям. Освоение форм Ренессанса ограничивается главным образом декоративно-орнаментальными мотивами. Отголоски готики дают себя знать на протяжении всего периода развития немецкого Ренессанса, который возник в начале 16 века и просуществовал до Тридцатилетней войны, надолго приостановившей строительство в стране.
Архитектура Ренессанса в Германии отличалась неоднородностью в силу политической раздробленности страны. Архитектура северных областей находилась под влиянием нидерландского зодчества, на юге (в частности, в передовой юго-западной части Германии) ощущалось могучее влияние, исходившее из Италии. Период расцвета стиля относится ко второй половине 16 века.
Ранее, чем в других областях, Ренессанс появляется в юго-западной части Германии. Виднейшим памятником немецкого Ренессанса является Гейдельберг-ский замок, состоящий из ряда разновременных построек: «Зального здания» курфюрста Фридриха II (1544—1546), здания курфюрста Отто-Генриха (1556—1568), автором которого считается нидерландский скульптор Антони, и др. Сопоставление этих зданий дает основание судить о быстром прогрессе Ренессанса в третьей четверти 16 века. Если фасад «Зального здания» скромен, прост и лишен декоративных элементов, то фасад здания Отто-Генриха богаче и пышнее, композиционно более сложен и совершенен. Многочисленные архитектурно-орнаментальные средства, примененные здесь, свидетельствуют о полном освоении и творческой переработке итальянских и античных источников. Основную роль в оформлении фасада играют ордера. Наряду с Гейдельбергским замком построенный Вильгельмом Вернике портик Кёльнской ратуши (1569) показывает, что в 60-х годах 16 века Ренессанс в архитектуре Германии завершил период своего формирования и вступил в период зрелости.
Среди замков позднего периода должен быть отмечен замок Ашаффенбург (1605—1614), построенный страсбургским мастером Георгом Риденгером для архиепископа Иоганна Швейкардта. Квадратное в плане здание с прямоугольными башнями по углам, по-средневековому тяжелое и суровое, в проработке фасадов (порталы, фронтоны, наличники) содержит уже некоторые элементы барокко.
Если даже в гражданских зданиях в той или иной мере еще в начале 17 века сохранялись черты средневековой архитектуры, то в области культового зодчества готические конструкции и планы находили применение в течение всего 16 века. Так, например, построенная в начале 17 века крупным немецким архитектором позднего Ренессанса Паулем Франке (1538—1615) церковь в Вольфен-бюттеле представляет собой трехнефное здание, готические конструкции которого оформлены в стиле Ренессанса (опоры, своды, контрфорсы). Декоративные части совмещают формы раннего немецкого барокко с ренессансным орнаментом.
<<< Искусство Возрождения. Искусство Германии. Искусство Германии во второй половине 15 в.