Общая характеристика маньеризма. Как уже упоминалось выше, почти одновременно с развитием искусства Высокого Возрождения в Италии возникают новые, чуждые Возрождению явления, отражающие крушение гуманистических идеалов. Первые признаки смятения умов начали проявляться в 20—30-х годах у художников того поколения, творчество которых складывалось во втором десятилетии 16 века. В этот период, отмеченный захватом и разграблением Рима войсками германского императора (1527), падением Флорентийской Республики (1530), крушением надежд на объединение страны, наблюдается перелом в развитии ренессансной культуры, постепенно утрачивающей свой жизнерадостный, светский характер. Широкое распространение мистических настроений, оживление деятельности старых и возникновение новых монашеских орденов, а затем наступление католической церкви на гуманизм, науку и искусство Ренессанса свидетельствуют о глубоких сдвигах, происходивших в Италии. В этот период в итальянском искусстве намечается отклонение от принципов Возрождения. Явный разлад гуманистических идеалов и действительности, породивший неверие в возможности гармонического развития личности, привел целый ряд молодых художников к конфликту с принципами классического стиля и к поискам новых средств для выражения своих идей и чувств. Для произведений этих художников характерны нарушение свойственных искусству Высокого Возрождения принципов равновесия и гармонии, склонность к уплощению пространства, тесному расположению фигур, их деформации и удлинению, причудливым, змеистым линиям.
От картин их нередко исходит какое-то беспокойное, тревожное чувство, иногда же наряду с блеском виртуозного мастерства мы ощущаем в них внутреннюю опустошенность и холодность. Направление это, получившее впоследствии название маньеризма, широко распространилось в середине и второй половине 16 века не только в Италии, но и в большинстве европейских стран.
Ранний маньеризм. Флоренция. Первые симптомы этого кризиса могут быть отмечены в искусстве Флоренции уже в конце 10-х годов. Ранее всего они обнаруживаются в творчестве Якопо Понтормо (1494—1556), ученика Пьеро ди Козимо и Андреа дель Сарто. В ранних работах Понтормо сказывается некоторое влияние Леонардо да Винчи и Андреа дель Сарто, однако начиная с 20-х годов в его произведениях появляются признаки внутреннего разлада. Сравнивая ранние работы Понтормо, как, например, роспись люнеты в вилле Медичи в Поджо а Кайано (1520), еще проникнутую жизнерадостным настроением, с более поздними произведениями мастера, мы легко убеждаемся в том, что он постепенно отходит от традиции Ренессанса. Очень показательна в этом отношении одна из лучших картин художника — «Положение во гроб» (Флоренция, церковь Сайта Феличита, 1528). В картине отсутствует ясность пространственных отношений, фигуры приближены к переднему плану и громоздятся друг над другом, движения их беспокойны, лица взволнованны и бледны. Изломанное течение линий, очерчивающих фигуры, и отсутствие твердой опоры композиции создают впечатление неустойчивости, колебания. От равновесия и гармоничности классических композиций здесь не остается и следа.
В этом же направлении развивается и творчество другого ученика Андреа дельСарто—Джованни Баттиста ди Якопо, прозванного Россо (1494—1540). Более поверхностный, чем Понтормо, он создает произведения, в которых вычурность и манерность прикрывают недостаток чувства и глубины. Такова картина «Снятие со креста» (1501), отличающаяся нарочитой усложненностью движений. Последние годы жизни (с 1530) Россо провел во Франции, где оказал влияние на формирование французского маньеризма.
Рим. Аналогичные симптомы наблюдаются в 20—30-х годах и в искусстве Рима. После смерти Рафаэля и отъезда Микеланджело во Флоренцию ведущую роль здесь начинают играть ученики этих мастеров, творчество которых отмечено эклектизмом и манерностью. Среди учеников Рафаэля первое место принадлежит Джулио Романо (1492—1546). Главная работа этого мастера — роспись построенного им же в Мантуе палаццо дель Тэ. В этой росписи Джулио Романо более всего стремился поразить зрителя неожиданным эффектом. Так, например, в «зале гигантов» живопись, вступая в противоречие с тектоникой архитектуры, создает впечатление рушащихся устоев здания. Нарушение равновесия, перегруженность композиции, преувеличенность и судорожность движений, наконец, театральная, холодная патетика — таковы черты, присущие этой росписи.
Среди художников, испытавших влияние Микеланджело, может быть упомянут Даниеле да Вольтерра (1509—1566), наиболее известным произведением которого является картина «Снятие со креста» (1541, Рим, церковь Тринита деи Монти). В этой картине появляются характерные для искусства маньеризма плоскостность композиции и вычурность движений.
Зрелый маньеризм. 40—50-е годы, период усиления феодально-католической реакции в Италии, характеризуются развитием и преобладанием придворно-аристократической культуры. В искусстве теперь утверждается новый идеал аристократического изящества, основанный не на обобщении явлений действительности, а на произвольных нормах эстетического вкуса. Именно в это время окончательно формируется маньеристическое искусство. Сознание неудовлетворенности, бессилия перед неразрешимыми противоречиями теперь сменяется стремлением вовсе отгородиться от жизни, поставить искусство выше реальности.
Особенно значительную роль в формировании зрелого маньеризма сыграли небольшие центры Северной Италии, ранее стоявшие в стороне от главного пути развития классического искусства. Среди них важнейшая роль принадлежала Парме.
Парма. Характерные признаки зрелого маньеризма обнаруживаются еще в 30-х годах в творчестве пармского живописца Франческо Маццола, прозванного Пармиджанино (1503—1540). Уже в юношеском «Автопортрете в выпуклом зеркале» (1521, Вена, Художественно-исторический музей) чувствуются известная изощренность, стремление поразить зрителя необычной трактовкой мотива. Произведения зрелой поры его творчества, как «Мадонна с розой» (1527, Дрезденская галерея), «Мадонна с длинной шеей» (1534—1540, Флоренция, галерея Питти), знаменуют создание рафинированного аристократического идеала грации и красоты. Характерными чертами его являются непомерно удлиненное тело с маленькой головкой на длинной шее и змеевидными очертаниями, манерные движения, легкие, скользящие прикосновения. Картинам Пармиджанино присущи гладкая, как бы эмалевая поверхность живописи и светлый холодный колорит. Произведения его оказали очень большое влияние на формирование зрелого меньеризма.
Среди художников северной Италии, испытавших влияние Пармиджанино, следует упомянуть болонского живописца Приматиччо (1504—1570), который с 1531 года работал во Франции и был главой так называемой школы Фонтенбло.
Флоренция и Рим. С 30-х годов, после установления власти Медичи, одним из важнейших центров маньеристического искусства стала Флоренция. В станковой живописи это направление было возглавлено здесь придворным художником герцога Козимо Медичи Аньоло Бронзино (1503—1572), любимым учеником Понтормо. Одним из самых известных его произведений является картина «Венера и амур» (Лондон, Национальная галерея). Манерность движений, вычурная изломанность тел, приближенность фигур к переднему плану и отказ от передачи пространства, увеличение значения контура — таковы особенности этой картины, одного из характернейших произведений маньеризма. Гораздо лучшее впечатление оставляют портреты Бронзино, всегда парадные и холодные, но, вместе с тем, точные и правдивые.
Типичным представителем маньеристической монументально-декоративной живописи был работавший попеременно во Флоренции и в Риме Джордже Вазари (1511—1574). Больше, чем живописи, Вазари обязан своей известностью изданной им в 1550 и 1568 годах книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», которая и поныне является одним из ценнейших источников по искусству итальянского Ренессанса. Как живописец он был весьма плодовит и написал во Флоренции и Риме большое количество фресок, в которых перепевал мотивы, созданные великими мастерами и особенно Микеланджело. Фрески Вазари отличаются перегруженностью и некоторой вялостью, а также обилием аллегорий и литературных сюжетов. К числу наиболее значительных его работ принадлежат циклы фресок в палаццо Канчеллерия в Риме (1546) и в палаццо Веккио во Флоренции (1555).
Челлини. Самой яркой фигурой в искусстве Флоренции рассматриваемого периода был ювелир и скульптор Бенвенуто Челлини (1500—1571). Жизнь Челлини прошла в скитаниях. Он работал во Флоренции, Риме, Мантуе, дважды ездил во Францию. В свое время Челлини славился как величайший ювелир, однако мы мало знаем его с этой стороны, так как из ювелирных его работ сохранилось немногое. Примером их может служить золотая солонка Франциска I (1539—1543, Вена, Художественно-исторический музей), украшенная фигурами Земли и Нептуна и богатыми, очень тонко исполненными рельефами. Удлиненные пропорции фигур, маленькие головы, сложность движений типичны для искусства этой поры. Этими же чертами отмечен исполненный Челлини в 1543—1544 годах во Франции бронзовый рельеф, предназначавшийся для люнеты дверей дворца, «Нимфа Фонтенбло» (Париж, Лувр).
Подобные произведения Челлини оказали значительное влияние на французскую скульптуру 16 века.
В 1545—1548 годах Челлини сделал бронзовый бюст герцога Козимо Медичи (Флоренция, Барджелло), а в 1545—1554 годах исполнил самую крупную свою работу — бронзовую статую Персея. В этом произведении Челлини обращается к излюбленному образу ренессансной скульптуры — образу героя, торжествующего победу над врагом, однако богатство и утонченность декорации и несколько дробная, чрезмерно детализированная трактовка самой фигуры лишают ее подлинной мощи. События бурной и богатой приключениями жизни Челлини красочно изложены в оставленных им мемуарах («Жизнь Бенвенуто Челлини»), одной из самых ярких и увлекательных книг 16 века.
Во второй половине 16 века в искусстве Италии наблюдается повсеместное распространение маньеризма, который в это время становится общеевропейским художественным течением. Единственной школой в Италии, не поддавшейся полностью влиянию маньеристического искусства, была венецианская школа.