Первый памятник нового стиля и самое раннее произведение Брунеллеско в области гражданского строительства — дом детского приюта (госпиталя) Оспеда-ле дельи Инноченти на площади Аннунцианты (нач. 1419). Невысокий двухэтажный фасад включает в первом этаже лоджию, ограниченную рядом колонок с перекинутыми между ними арочками; по сторонам арочек помещены круглые медальоны — мотив, получивший широкое применение в архитектуре этого времени. Брунеллеско создал новый тип архитектурного сооружения с большим количеством мелких помещений общественного или жилого порядка, расположенных по периметру квадратного двора. В результате конкурса на проект купола собора Сайта Мария дель фиоре (1420) Брунеллеско получил первую премию и осуществил купол в натуре. Путем применения новых конструкций (купол был сконструирован двухоболочечным и увенчан световым фонарем) Брунеллеско разрешил проблему купольного перекрытия большого пролета (диаметр купола более 42 .и), которая приобрела большое значение для эпохи Возрождения и всего последующего развития европейской архитектуры.
Одним из основных произведений Брунеллеско является церковь Сан Лоренцо во Флоренции (с 1421), представляющая собой трехнефную базилику тавровой конфигурации. Центральный неф перекрыт плоским потолком, боковые нефы — парусными сводами. Последние отделяются легкой аркадой, поддерживаемой отдельно стоящими колоннами, — мотив византийского происхождения, примененный на фасаде Оспедале дельи Инноченти.
Капелла Пацци, сооруженная во дворе церкви Сайта Кроче во Флоренции, была начата Брунеллеско в 1430 году. Прямоугольная в плане, перекрытая куполом, капелла Пацци отличается изяществом пропорций, простотой внешнего и внутреннего декоративного оформления.
Брунеллеско принадлежит оформление центральной части главного фасада палаццо Питти во Флоренции. Фасад палаццо Питти делится горизонтальными поясами на три этажа. Стены сложены из грубых камней; подобная кладка получила название рустовки. Облицовка рустом применялась очень широко в архитектуре этого времени. Архитектурным прототипом палаццо Питти в значительной мере послужил флорентийский палаццо Веккио (здание флорентийской ратуши, построенное в конце 13—начале 14 в. Арнольфо ди Камбио). Палаццо Питти имеет еще суровый облик, но следы готики почти совершенно в нем отсутствуют.
Микелоццо да Бартоломмео. Микелоццо да Бартоломмео (1396—1472), ученик Брунеллеско, развивал и совершенствовал стиль, основоположником которого явился его учитель. Подобно Брунеллеско, Микелоццо прошел ремесленную школу, обучался сперва в литейном, а затем в ювелирном цехе.
Наиболее крупным произведением Микелоццо является палаццо Рикарди, построенное им с 1444 года по заказу Козимо Медичи. Композиция палаццо Рикарди типична для флорентийских дворцов этого времени — он представляет в плане почти правильный квадрат с заключенным в центре квадратным же двором. Дворец трехэтажный, первый этаж двора решен в виде галерей, обрамленных аркадой. Уличные фасады представляют по своей проработке дальнейшее развитие того «рустичного стиля», который проявился в палаццо Питти и стал характерной особенностью флорентийской архитектуры Раннего Ренессанса. В отличие от палаццо Питти, где рельеф камня одинаков на всем фасаде, в палаццо Рикарди выпуклость камней уменьшается по этажам снизу вверх.
В отличие от Брунеллеско, строившего большие церкви, Микелоццо возводил небольшие церкви и фамильные капеллы. Наиболее интересна декоративная проработка этих памятников. Орнаментика у Микелоццо носит плоский характер, всецело подчиняясь рельефу поверхности стен и потолков. Микелоццо может считаться одним из основателей декоративного искусства Ренессанса.
Леон Баттшта Альберта (1404—1472) наряду с Брунеллеско центральная фигура Ренессанса. Альберти — первый теоретик архитектуры раннего итальянского Ренессанса, автор труда «10 книг о зодчестве». Он был всесторонне одаренной и всесторонне образованной личностью, типичной для эпохи Ренессанса. Альберти известен как гуманист, публицист-теоретик в области живописи и архитектуры, он — математик, физик, поэт, музыкант, оратор, философ, изысканный стилист и, что самое главное, великий зодчий своей эпохи. По разнообразию познаний и деятельности Альберти можно сравнить с Леонардо да Винчи.
Палаццо Ручеллаи, построенное Альберти во Флоренции, олицетворяет собой новый этап в процессе эволюции дворцовых сооружений Раннего Ренессанса. Здание это носит общие черты, характерные для флорентийских дворцов Раннего Ренессанса, но отличается вместе с тем новой трактовкой стенной плоскости, которая решается как система пилястр, поддерживающих антаблементы, разграничивающие отдельные этажи. В палаццо Ручеллаи сильно дает себя знать изучение античности, хотя пропорции и прорисовка архитектурных элементов далеки от античных памятников.
Альберти принадлежит фасад готической церкви Сайта Мария Новелла во Флоренции. Альберти скомпоновал фасад в формах нового стиля, хотя включил в него некоторые части старого готического фасада. Общая схема членений стены напоминает сочетание четырехколонного греческого портика (вверху) с формами триумфальной римской арки (внизу). Оба яруса связаны по сторонам волютами.
Из прочих работ Альберти должна быть отмечена церковь Сан Андреа в Мантуе, имеющая в плане форму латинского креста и завершенная куполом, поднятым на высокий барабан. Церковь эта оказала сильное влияние на мастеров Позднего Ренессанса и барокко.
<<< Искусство Возрождения. Искусство Италии. Искусство Флоренции.
Искусство Возрождения. Искусство Италии. Искусство Флоренции. Скульптура в первой половине 15 в. >>>