Искусство Средних Веков. Искусство Японии. Прикладное искусство.

Прикладное искусство Японии достигло совершенства в различных отраслях и, особенно, в изготовлении предметов, покрытых лаком, металлопластике, вышивке по шелку, а с 16 века — в фарфоре. Изделия художественного ремесла, хранившиеся в домах, были немногочисленны, но и нестандартны. Большей частью они производились от начала и до конца одним мастером, который великолепно чувствовал материал и учитывал не только практическое, но и декоративное назначение вещи.
Всемирно-известные японские лаки изготовлялись из сока дерева уруси-ноки, смешанного с красным, черным или золотым красителем. Слои лака наносились до 50 раз, с последующей просушкой во влажном, лишенном пыли воздухе (с этой целью вещи вывозят сушиться в открытое море). Мотивы росписи по лаку — цветы, журавли, чайки, идеальные пейзажи. Дорогие, требующие многих лет работы лаковые изделия применялись, главным образом, в аристократическом быту как воинские доспехи самураев или девичье приданое — низенькие столики, рамы для зеркал, умывальные принадлежности, шкатулки и т. д.
Керамика простых форм, лишенная украшений, но покрытая разнообразной поливой — радужной, черной, красной, бутылочно-зеленой, бело-синей и светло-коричневой, получила особое развитие в конце 16 века, после того как чай сделался национальным напитком.
Секреты фарфорового производства стали известны в Японии с 1520 года. Существовало несколько центров производства и главный из них — г. Арита. Среди тонких по черепку и различно окрашенных японских ваз и сервизов особое распространение получили золотисто-коричневые с рельефным рисунком и белые с кораллово-красной каймой на ножке и у борта, стенки которых расписывались хризантемами, белоснежными журавлями, изысканными фигурами гейш, держащих веера, или пейзажными мотивами.
Специально на вывоз в Европу мастерскими Сацума делались большие декоративные фаянсовые вазы цвета слоновой кости с сюжетными сценами, обильно украшенные золотом.
Бронза, сталь и металлические сплавы шли на производство деталей архитектуры, колоколов, фонарей, жаровень, курильниц, чаш для воды, цветочных ваз и т. д. Тончайшая орнаментация изделий из металла указывает на родство не только с Китаем, но и с искусством Ирана и Индии.
Вышивки по шелку, тематически сходные с живописью, нашли широкое применение в быту японцев для украшения жилищ (какемоно, ширмы) и одежды (кимоно, широкие кушаки ручной работы — оби).
Эволюция прикладного искусства Японии говорит о заимствовании китайских образцов на раннем этапе, становлении национальных форм в 10—12 веках и вторичном расцвете всех видов художественной промышленности в 17 веке.

<<< Искусство Средних Веков. Искусство Японии. Живопись.

Искусство Возрождения. Введение. >>>

Иллюстрации к разделу >>>