Выше уже говорилось о том, что корейские зодчие были мастерами синтеза скульптуры и архитектуры. Наиболее замечательным памятником такого рода является буддийский храм Сокур-ам 8 века. Статуя Будды, помещенная в круглом зале этого храма, имеет высоту около пяти метров. Решение фигуры канонично, но образ согрет теплотой и человечностью. Тонко передано внутреннее состояние Будды, погруженного в сосредоточенное размышление. Фигура отличается монументальностью, складки одежды обобщены, а грубоватая фактура гранита придает живописность и трепетность этой гигантской статуе.
Внутренняя поверхность входного и круглого залов покрыта рельефами размером 1×2 м с изображениями бодисатв.
Головы бодисатв выполнены в высоком рельефе, туловища — в более плоском. Бодисатвы полны спокойствия, внутренней гармонии, самосозерцания, что еще подчеркивается струящимися линиями одежд, придающими фигурам грациозность и женственность, закономерную в иконографии буддизма (бодисатвы существа полуземные).
Совершенно в ином характере решены ученики Будды. Это люди, не достигшие спокойствия внутреннего мира, но находящиеся в поисках. Им свойственны мучительные раздумья, резкие, импульсивные движения. Гибкость очертаний и плавность одежд бодисатв сменяются в этих рельефах ломаными линиями и светотеневыми контрастами. Все внимание скульпторов сосредоточено на выявлении психологии, поисках характера.
Высокое мастерство исполнения, жизненность и реалистичность образов делают рельефы Сокур-ама поистине шедевром национального корейского искусства.
<<< Искусство Средних Веков. Искусство Кореи. Архитектура.