От эпохи Среднего царства сохранилось сравнительно немного памятников дворцовой архитектуры.
Аменемхет I оставил в своем «Поучении» описание великолепного внутреннего убранства своего дворца. Греческие писатели рассказывают о «Лабиринте», дворце, выстроенном фараонами XII династии при входе в Фаюм. Но от дворца Аменемхета не сохранилось ничего, а развалины «Лабиринта» не позволяют судить о том, как выглядела эта грандиозная постройка в древности.
Архитектура же гробниц показывает, что в это время продолжают развиваться формы, сложившиеся в период Древнего царства: фараоны строят свои гробницы в виде пирамид, с заупокойным храмом, коридором и входом в долине. Однако эти постройки возводятся уже не из камня, а из кирпича-сырца с заполнением специально оставленных пустот в кладке обломками камня, кирпича и песком. Даже облицовка известняковыми плитами, соединенными друг с другом деревянными креплениями, не спасла эти пирамиды от довольно быстрого разрушения.
Фараоны XI династии объединяют также пирамиду со скальной гробницей, очень характерной для архитектуры в номах.
Храм Ментухотепа I. Наиболее значительной постройкой этого времени является заупокойный храм фараона Ментухотепа I в южной части долины Дейр-эль-Бахри, недалеко от Фив, на западном берегу Нила.
От пристани на левом берегу Нила к храму ведет дорога, прекрасно вымощенная и с двух сторон защищенная стенами, заменяющими крытый коридор пирамид Древнего царства.
Центральное место в сооружении занимала пирамида, окруженная тремя рядами восьмигранных столбов. Она казалась как бы вырастающей из крыши гипостильного зала.
Снаружи, с трех сторон, гипостильный зал был опоясан открытой галереей, потолок которой покоился на прямоугольных столбах. Позади пирамиды находился открытый двор, вырубленный частично в скале, царская усыпальница была помещена не в пирамиде, а в тайнике, также врубленном в скалу. По сторонам пандуса, ведущего на крышу террасы к гипостильному залу, было устроено среди зеленеющих рощ два больших водоема.
Рельефы и монументальные скульптурные изображения царя украшали храм и стены ведущей к нему дороги. Среднее царство использовало круглую пластику не только для заупокойного культа; вводя скульптуру в архитектурный ансамбль, зодчие этого времени пользовались ею как средством возвеличивания царя, подчеркивая божественность самого фараона и его власти над Египтом.
Город Кахун. От времени XII династии до нас дошли развалины города, построенного при входе в оазис Фаюм (современный Кахун). Планировка этого города, четко разделенного на районы по социальному признаку, характерна для последующих и, вероятно, для предыдущих периодов. В городе был квартал усадеб знати, квартал менее состоятельного свободного населения и, наконец, отделенный от других кварталов глухой стеной квартал рабов с предельно скученными жилищами-клетушками. (XII династия перенесла столицу ко входу в Фаюм, ближе к месту ирригационных работ; Фивы, однако, остались политическим и религиозным центром страны).
Нововведением в архитектуре Среднего царства было и оформление входа в храм в виде двух башен, прямоугольных в плане, с наклонными стенами и узким проходом между ними.
Обелиски. Перед пилонами ставили каменные обелиски, верхушки которых обивали медными листами, сверкавшими под лучами солнца. Сохранился до нашего времени один из таких обелисков (30 м высоты), стоявший когда-то у пилонов храма фараона Сенусерта I (находится в Гелиополе).
<<< Искусство Древнего Египта. Искусство Среднего царства. (21 в.—начало 19 в. до н. э.)