Перед приходом арабов в Иране правила сасанидская династия (226—651).-Государство переживало период сложения феодальных отношений и владело обширными территориями (современный Иран, Афганистан, большая часть Армении и Грузии).
При Сасанидах были созданы прекрасные образцы гражданского и культового зодчества; наскальные рельефы с изображением триумфальных и охотничьих сцен, художественные ремесла, где первое место занимали торевтика — утварь из серебра и золота. (Великолепное собрание сасанидского серебра хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.)
Религиозные представления сасанидов (зороастризм) основывались на почитании доброго и злого начала, на поклонении стихиям, огню в особенности.
Многочисленные храмы огня представляли собой небольшие, перекрытые куполом кубические постройки, где в центре стоял светильник с неугасимым огнем.
Зороастрийцы почитали стихии настолько, что не считали возможным осквернить землю, огонь или воду человеческим трупом. Своих умерших они помещали на дахмы — «башни молчания», оставляя трупы на расклев хищным птицам. Чистые кости складывали в глиняные костехранилища — оссуарии, которые ставили в глинобитные стенки с нишами. Надгробных сооружений зороастрийцы не возводили.
Культура Афганистана в период, предшествовавший арабскому завоеванию, находилась в теснейшем контакте с индийской культурой.
Искусство Афганистана первых веков нашей эры пронизано буддийской символикой; культовые памятники, подобно индийским, связаны с личностью Будды или его учением.
Скульптура Афганистана этого времени относится по стилю к искусству Гандхары — искусству реалистического плана с сильным влиянием античности, переработанной на местной основе. Тематика скульптуры также буддийская.
Арабы, насаждая новую и чуждую населению покоренных стран религию — ислам, приостановили развитие изобразительного искусства и культового зодчества Ирана и Афганистана.
Историческая обстановка. Географическое положение Ирана и Афганистана ставило эти страны и в древности, и после арабского завоевания в центр политических и военных событий, сопровождавшихся постоянными войнами, нашествиями кочевников, сменами правящих династий (газневиды, сельджуки, монголы, Тимур и др.).
Это обстоятельство, естественно, отражалось на характере и ходе развития искусства. Во время нашествия кочевников многие города и целые культурные области разрушались, а население низводилось до рабского состояния. Напротив, новые резиденции отстраивались с необыкновенной пышностью, главным образом силами ремесленников покоренных стран.
Политические и культурные центры Ирана и Афганистана на протяжении средневековья неоднократно переносились из одного города в другой. Это зависело и от границ государств, с которыми объединялись указанные страны, и от происхождения правящей династии (например, с 11 до 16 в. Ираном правили монголы или тюрки).
Объединение Ирана, Северо-Западного Афганистана со Средней Азией и районами Азербайджана в единые политические образования, постоянный обмен художественными и культурными ценностями породили близость художественных форм в этих странах при наличии самостоятельных путей развития. Вместе с тем некоторые явления искусства выходят за рамки местного значения (например, самаркандская архитектура, гератская и тебризская миниатюрная живопись), становясь сокровищницей и культурным наследием ряда народов средневекового Востока.
<<< Искусство Средних Веков. Искусство Стран Арабского Востока. Прикладное искусство.
Искусство Средних Веков. Искусство Ирана и Афганистана. Архитектура 7—13 вв. >>>