Скульптура Омейядов. Так, например, в Омейядском замке Каср-аль-Хейр западный (724—743, современная Сирия) скульптуры, украшающие главный фасад, имеют прототипом изображение римских погребальных трапез, а изображение юноши, несущего на руках ягненка, перекликается с позднеэллинистическим искусством восточного Средиземноморья (Мосхофор) и даже с раннехристианской символикой («Добрый пастырь»).
С другой стороны, помещенное там же, на главном фасаде, погрудное женское изображение с птицей в руке навеяно образом переднеазиатской богини-матери. С культом плодородия связаны и женские фигуры, держащие гранат.
Наконец, о преемственности восточных традиций можно судить по скульптуре, известной под названием «Халиф», которая выполнена в технике резьбы по штуку.
Фронтальность, тяготение к барельефу, орнаментально трактованные волосы и складки одежды, неподвижный взгляд преувеличенно больших глаз резко отличают эту группу от гибких и полнокровных скульптур, сделанных под влиянием античности.
Скульптура Аббасидов. В аббасидский период круглая скульптура и высокий рельеф уступают место декоративному орнаменту. Лепной и резной в штуке орнамент обильно покрывает внутренние стены дворцов и даже жилых домов резиденций.
Во дворце Балькувара изобретательно и разнообразно применена штуковая декорация, составляющая панно в интерьерах, оформление ниш и дверных проемов. Но по сравнению с омейядским временем аббасидский орнамент сильно уплощен и схематизирован.
<<< Искусство Средних Веков. Искусство Стран Арабского Востока. Архитектура.
Искусство Средних Веков. Искусство Стран Арабского Востока. Живопись. >>>