Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Искусство романского периода. Архитектура Франции.

В истории романской архитектуры первое место принадлежит Франции. Здесь мы встречаем наибольшее разнообразие в решении архитектурных задач, исключительное богатство форм и наиболее последовательное развитие строительных приемов. Разнообразие конструкций и декоративного убранства позволяет различать ряд местных школ. Одной из главнейших как по художественной значительности памятников, так и по обширности сферы своего распространения является школа Бургундии. Здесь выработка архитектурных форм связана главным образом со строительной деятельностью клюнийского монашеского ордена, игравшего в культурной и политической жизни развитого средневековья чрезвычайно крупную роль. Главная церковь ордена в Клюни, воздвигнутая в самом конце 11 века, являлась наиболее грандиозной постройкой всей средневековой Европы и отличалась всеми типичнейшими особенностями бургундской школы. Она была разрушена в начале 19 века. В своих основных чертах она послужила прототипом для ряда других церквей того же ордена, как, например, церкви в Паре-ле-Мониаль (первые годы 12 в.). Церковь была перекрыта характерным для этой школы коробовым сводом, имеющим в сечении не полуциркульную, как в большинстве романских церквей, а слегка заостряющуюся (стрельчатую) форму. Типично для этой школы применение высоких башен, а также использование в интерьере пилястр, декорирующих опорные пилоны. Эти пилястры были заимствованы из галло-римского искусства. Центральный неф освещается через окна в стенах над боковыми нефами.


Церковь в Клюни. Реконструкция



Церковь в Клюни. План

Характерной особенностью плана бургундских церквей является также наличие широкого залообразного помещения (нартекса), расположенного перед нефами. Среди особенно показательных церквей бургундской школы должен быть назван также собор в Отэне, освященный в 1130 году.
Овернская школа выдвигает иной в конструктивном отношении тип, отличающийся чрезвычайной четкостью и гармоничностью своих внешних форм. Главный неф имеет здесь полуциркульный коробовый свод. Боковые корабли возводятся с эмпорами (галереями второго этажа), свод которых иногда имеет в сечении форму четверти круга. Над средокрестьем возвышается полусферический купол. Над этим куполом помещается двухэтажная восьмигранная башня, имеющая, главным образом, декоративное значение. Она завершает постепенно возвышающиеся в восточной части массы абсидиол, деамбулатория, хора и трансепта. Существенным недостатком церквей этого типа является то, что главный неф оказывается в них лишенным прямого света.
К характерным особенностям овернской школы принадлежит и то, что она широко использует в облицовке зданий чередование материалов различной окраски: белого камня, черной лавы и кирпича. Типичнейшими памятниками являются Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране (кон. 11 в.) и церковь в Орсивале (серед. 12 в.).


Церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране. Разрез

В школе области Пуату наблюдается преобладание сравнительно низких церквей, в которых боковые нефы, не имеющие эмпор, почти достигают высоты среднего. Прекрасным образцом этого типа может служить Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв.) с фасадом, фланкированным низкими башнями, и с деамбулаторием, окруженным венком абсидиол.
Школа Прованса выделяется своими невысокими, часто однонефными церквами с коробовым сводом стрельчатого сечения и, главным образом, своей близостью к античной римской архитектуре, остатками которой изобилует юг Франции. Указанная близость проявляется в разбивке фасадов, навеянной римскими триумфальными арками, и в широком применении как фронтонов и антаблементов, так и мотивов декоративных форм капителей, близких к коринфским, каннелирован-ных пилястр, меандров и т. п. Из памятников, отличающихся указанными чертами, наиболее замечательны церкви в Сен Жиль-дю-Гар и Сен Трофим в Арле (обе, в основном, серед. 12 в.).
Романская архитектура нормандской школы отличается сравнительной простотой конструктивных форм. Церкви, сильно удлиненные в плане, обыкновенно не имеют деамбулаториев и не окружены абсидиолами. Деревянные перекрытия сохраняются в них до начала периода готики. Для нормандских церквей типичны также помещенные над хорами крупные башни (чаще всего четырехугольные в основании), через окна которых освещается внутренность церкви. Часто при этом две высокие башни фланкируют западный фасад. К числу наиболее характерных образцов нормандской архитектурной школы принадлежит церковь Сент Этьен в Кане (11 в., башни 12 в.).
Несколько особняком среди других школ Франции стоит по своим конструктивным приемам школа Перигора. Ее особенность заключается в широком применении куполов. Наиболее выдающимся памятником школы является церковь Сен Фрон в Перигё (серед. 12 в.).
К особо выдающимся сооружениям французской гражданской архитектуры рассматриваемого периода следует причислить дворцы в Сент Антонене и Оксерре (оба — первая половина 12 в.; ныне Ратуша и Префектура). Главным декоративным украшением их является эффектная колоннада посередине фасада. Из французских замков романского периода особенно выделяется дошедший до нашего времени в развалинах замок Шато-Гайар на Сене (12 в.). Образцом городских укреплений служат прекрасно сохранившиеся стены и башни Каркассона в Провансе (12—13 вв.).


Шато Гайар. План


<<< Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Искусство романского периода. Архитектура.

Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Искусство романского периода. Архитектура Италии. >>>

Иллюстрации к разделу >>>