Искусство Средних Веков. Византийское искусство вне пределов Византийской империи (11—12 вв.)

Византийские мастера 11—12 вв. работали и вне пределов империи, в частности в Италии. Это получило наиболее яркое отражение в памятниках Венеции и Сицилии, то есть тех мест, которые исторически были особенно тесно связаны с Византией. Не подлежит сомнению, что приезжие мастера работали здесь совместно с местными в общих артелях; со временем в этих итальянских центрах вырабатывались свои, отличные от Византии, формы искусства.
Собор Сан Марко в Венеции. Из памятников византийской архитектуры, воздвигнутых на Западе, наибольшее значение имел построенный в конце 11 века собор Сан Марко в Венеции. Он представляет в основе равноконечный крест, вписанный в план пятинефной базилики. Каждый из отрезков креста, перекрытый отдельным куполом, повторяет в системе оформления ту же тему креста в квадрате. Вместе с угловыми помещениями это создает группу из девяти взаимно подчиненных и связанных системой купольного покрытия пространственных подразделений. Все эти боковые части подчинены центральному помещению, купол которого выделен своими размерами. Общая система здания строго продумана и логически завершена. Внутри здание украшено наподобие византийских храмов: внизу плитами мрамора, а вверху разновременными мозаиками.


Собор Сан Марко в Венеции. Аксонометрический чертеж

Мозаики Сицилии. Воздействие византийского искусства ощущается особенно сильно на мозаичном убранстве сицилийских памятников периода норманнского королевства (от. серед. 12 в. до серед. 13 в.). Константинопольские мастера работали в соборе Чефалу (сороковые годы 12 в.). Система расположения мозаик приобретает здесь, как и в некоторых других памятниках Сицилии, своеобразные черты, обусловленные иными формами церквей. Поскольку в них отсутствует купол (они имеют базиликальную форму), центральная фигура Христа, резко выделяющаяся своими размерами, перемещается в конху абсиды; ниже расположены богоматерь и архангелы, в следующем поясе — апостолы и т. д. При строгости типов и некоторой абстрактности в их передаче, возросшей плоскостности и линейности здесь не утрачено представление о строении тела, лица индивидуализированы, колорит отличается чистотой и мягкостью переходов. Если в алтарных мозаиках Чефалу исследователи видят работу константинопольских мастеров, то в других частях того же здания, так же как и в ряде других памятников, очевидно, работали местные мастера — члены той же артели мозаичистов, постепенно все более освобождавшиеся от воздействия своих византийских учителей.
Следование византийским образцам проявлялось здесь и в отдельных композициях: такова, например, сцена коронования Рожера II в Сайта Мария дель Амиральо (так называемая «Марторана»); сама идея этой сцены, символизирующая догмат о божественном происхождении царской власти, заимствована из Византии. Парадные одежды Рожера воспроизводят одежды византийских императоров.
Византийские мозаичисты, помимо Италии, работали и в других странах. Они принимали участие в убранстве Киевской Софии (серед. 11 в.). Распределение изображений здесь следует системе, выработанной в 11 веке в Константинополе. Особенно высоким качеством исполнения отличается фигуры святителей и богоматери-оранты в абсиде, Христа-Пантократора в куполе. В составе артелей здесь, как и в Михайловском монастыре начала 12 века (определявшемся некоторыми учеными как Дмитриевский), греческие мастера работали совместно с русскими.
Тесно связана с византийской традицией исполненная грузинскими художниками мозаика Гелатского монастыря (близ Кутаиси, первая половина 12 в.), представляющая богоматерь с младенцем и архангелов.
Весьма велико было значение Византии для искусства южных славян. На территориях, периодически входивших в состав империи, сохранилось множество памятников высокого художественного значения. В Болгарии дольше, чем в Византии, удерживалась форма базилики как в гражданском, так и в церковном зодчестве. В 11 веке сюда проник и крестово-купольный тип построек (Церковь Германа на озере Преспа, 1006, или церковь Иоанна в Месемврии). Росписи Бачковского монастыря (12 в.) отражают воздействие Византии на систему росписей, на греческие надписи и т. п. Интересны отзвуки эллинистического искусства в оформлении погрудных изображений святых, вписанных в квадратные и круглые рамочки, как бы подвешенные на кольцах. Особо значительны по своему художественному качеству росписи церкви в Нерезе (1164, Македония), исполненные, как следует из надписи, при участии византийских мастеров. Среди них широко известны сцены страстного цикла. По своей эмоциональности, особой динамичности композиций, живописности художественных решений этот памятник предвосхищает стиль конца 13—14 веков.


<<< Искусство Средних Веков. Византийское Искусство. Византийское искусство в 9—12 веках. Художественные ремесла.

Искусство Средних Веков. Византийское искусство в 13—15 веках. >>>

Иллюстрации к разделу >>>