Историческое развитие театральной декорации

Классические образцы живописных декораций первого рода мы находим в лучших произведениях В. Васнецова, В. Поленова, К. Коровина, а из советских художников - Ф. Федоровского, К. Юона, П. Кончаловского и других. Примеры же декораций второго рода можно почерпнуть в дореволюционных спектаклях В. Мейерхольда (которому принадлежит сама идея применения на сцене живописного панно), оформленных А. Головиным, Н. Сапуновым, С. Судейкиным, а также в ряде работ выдающегося советского художника П. Вильямса («Пикквикский клуб», «Травиата», «Чио-Чио-сан»). В последнее время к панно стали нередко прибегать также молодые художники (В. Левенталь, Э. Стенберг и другие, создавшие ряд значительных работ).

Некогда эти два принципа живописного оформления сцены считались несовместимыми друг с другом. В годы развития натуралистических тенденций в нашем театре были даже попытки объявить декорации типа целостной иллюзорной картины едва ли не единственной формой реализма, а декорации типа панно признать формалистическими. Сейчас такие утверждения кажутся по меньшей мере наивными и смешными. Тем не менее ошибочное противопоставление различных типов декораций придало определенный крен развитию нашего искусства, и декорационные панно почти исчезли из творческой практики. Они начали возрождаться во второй половине 50-х годов, и одним из первых художников, в деятельности которого дал себя знать этот принцип, был Вирсаладзе.


<<< Танцевально-хореографическое действие

Классические образцы живописных декораций >>>

<<<Оглавление>>>