Первые два едины в принципе, но различны в деталях, а отчасти по своему цветовому строю. К каждому акту создавалось по нескольку эскизов. Замок первого акта то словно вырастал из золотисто-розового сияния, то темнел вдали сквозь просветы серебристой листвы. Праздничный дворцовый интерьер давался то в пышных розово-фиолетовых тонах, то более строго - в серебристо-черном решении. И в итоге на сцене нередко оказывалось не то, что намечалось в эскизах. При этом трудно бывает сказать, какой из вариантов лучше, ибо каждый по-своему драгоценен.
В 50-е годы Вирсаладзе решил «Лебединое озеро» как скромную, интимную, задушевную драму, освободив спектакль от импозантной пышности шаблонных «дежурных» декораций. Вот что пишет об этой постановке Н. Соколова: «Пейзажи в этом балете как-то по-особому скромны, художник избегает навязчивых эффектов. Пейзаж - озеро не блещет красками, не отвлекает внимания от актеров. Это мглистая гладь воды, окаймленная серыми прибрежными скалами, слегка выступающими с боков, это ветви деревьев, свисающие сверху и какие-то тревожные по своему рисунку...
Волю своему живописному темпераменту Вирсаладзе дает в третьем акте, где во дворце владетельной принцессы происходит торжественный бал. Тут уж художник не жалеет выдумки и фантазии, одевая в пышные, но удивительно изысканные костюмы хозяйку бала, придворных, в черно-серую пачку Одиллию. Нарядность, оказывается, вовсе не требует мишуры, сверкающих позументов, чрезмерности ярко-цветных туалетов. Оказывается, как это блестяще доказывает Вирсаладзе, можно одеть шесть невест в довольно скромные белые платьица, чуть оттененные темным серебром, дополнить наряд жемчужной сеткой в волосах и только - но это будет изысканно и празднично. Оказывается чрезвычайно нарядной черная отделка, если форма платья найдена и соответствует характеру образа.
<<<Оглавление>>>