Красота красочного мира Вирсаладзе

Вирсаладзе не подражает художникам «Мира искусства» и, разумеется, в целом далек от их эстетической программы. Впоследствии, в современный период творчества он совершенно отойдет от этой ориентации, будет преодолевать ее следы, иногда даже нарочито упрощая или схематизируя то или иное решение, лишь бы оно не напоминало образы мирискуссников. Но в те годы такая ориентация имела принципиальное значение. И дело не исчерпывалось тем, что Вирсаладзе развивал наиболее значительные принципы оформления спектаклей музыкального театра. Вспомним, что это происходило в то время, когда «Мир искусства» считался декадентским, едва ли не формалистическим направлением, объявлялся вульгаризаторами законченным продуктом буржуазной или помещичье-аристократической культуры. Вирсаладзе же, опираясь на его традиции, практически утверждал определенное понимание художественных ценностей и задач развития театрально-декорационного искусства. И тогда это имело прогрессивное значение и играло в развитии нашей культуры важную роль. Новаторство Вирсаладзе проявляется в особой музыкальности живописи, в своеобразии колорита, в системе соотношения декораций и костюмов.

Музыкальность заложена в самой природе творческого мышления Вирсаладзе. Недаром как художник музыкального театра он впитывал в себя музыку с первых же шагов.

Живопись и музыка... Одно из этих искусств пространственно-пластическое, другое - звуковое и временное. Казалось бы, для их образного объединения нет почвы. И действительно, непосредственного слияния музыки и живописи не происходит. Сами по себе эти искусства не создают органического единства, подобного тому, которое возникает в прямом синтезе музыки и поэзии или живописи и архитектуры. Однако слияние живописи и музыки становится возможным через посредствующее звено, с которым связано каждое из этих искусств. Таким звеном является драматургия, сценическое действие.


<<< Искусство формируется по законам жизни

Музыкальность заложена в самой природе >>>

<<<Оглавление>>>