Эскизы декораций и костюмов

У нас есть любители составлять «прямые пропорции» между искусством и жизнью. Некоторые критики в подобных уравнениях видят даже суть реалистического подхода к искусству. Нет ничего ошибочнее таких упрощенческих взглядов. Искусство далеко не всегда позволяет проводить элементарные аналогии между своим образным содержанием и действительностью, его породившей. Очень часто отношения искусства с жизнью оказываются сложнее, и в этом обнаруживается как раз его внутреннее богатство.

При этом не только искусство формируется по законам жизни, но в известном смысле и жизнь по законам искусства. В таком утверждении нет ничего идеалистического, если только его не абсолютизировать. Речь идет лишь об обратном влиянии художественного творчества на жизнь, из которой оно черпает свои питательные соки. А формы этого влияния весьма разнообразны. И одна из них состоит как раз в том, что искусство становится своего рода «конденсатором» эстетических ценностей жизни, а тем самым и критерием при создании реально прекрасного. Человек в самой действительности творит по законам добра и красоты (таков, по крайней мере, наш идеал). А олицетворение и воплощение этих законов мы находим в художественном творчестве. Будучи концентрированным «сгустком» прекрасного, искусство становится мерилом его в реальной человеческой деятельности. Такое значение имеет, в частности, и творчество Вирсаладзе. Именно в этом заключена эстетическая ценность созданных им образов...


<<< Работы Вирсаладзе

Искусство формируется по законам жизни >>>

<<<Оглавление>>>