Ценные тенденции

Интересно сравнить работу Вирсаладзе с постановкой американской негритянской труппы «Эвримен-опера», привозившей «Порги и Бесс» в СССР в 1956 году (художник Вольфганг Рот).

Действие большинства картин оперы происходит на улочке бедного негритянского квартала. В соответствии с ремарками произведения и содержанием действия в американском спектакле справа и слева на сцене были выстроены жилища, где обитали основные действующие лица. Между домами оставался проход, ведший в глубину сцены. Грязные, обшарпанные здания, говорившие о бедности и беспросветной жизни, напоминали кадр из современного неореалистического фильма. Декорации Вирсаладзе (выполненные значительно раньше), казалось бы, во многом походят на этот образ. Однако они вместе с тем содержат и глубокое принципиальное отличие. Правое и левое здания Вирсаладзе соединил промежуточной аркой, так что они образовали единое сооружение, по бокам которого шли уличные проходы. Тем самым дом, в котором жили персонажи спектакля, стал воспроизведением не столько конкретного места действия, сколько окружающей среды, мира героев в целом. И хотя по бокам еще оставались кулисы с изображением других домов, этот дом как бы обосабливался, превращался в целостный, почти скульптурный образ, символизирующий собою весь квартал, поселок, городок. Строенная декорация тем самым возвышалась до обобщения, не утрачивая своего конкретно-изобразительного значения. Конструктивная декорация сочеталась при этом с живописью, с выражением атмосферы действия через колорит. Этот синтез обобщенного образа и конкретного изображения, конструкции и живописи, здесь еще только намеченный, станет одним из главных принципов творчества Вирсаладзе. Можно лишь сожалеть, что замечательный спектакль «Порги и Бесс», доведенный до генеральной репетиции и общественного просмотра, не был показан широкому зрителю.


<<< Приметы древнего Египта

Правое и левое здания Вирсаладзе >>>

<<<Оглавление>>>