В одном из сохранившихся эскизов (ГТМ им. А. Бахрушина) намечено применение драпировок, которое затем будет осуществлено в декорациях к балету «Отелло» А. Мачавариани уже в 50-е годы. А эскиз открытой веранды на Кипре (собрание Г. М. Левитина) поражает своей поэтичностью. Он выполнен в голубовато-желтой гамме, данной в сочетании с черным и белым цветом. Изображение открытой площадки, декоративных растений, моря словно овеяно светлой лирикой, связанной с образом Дездемоны. В том же 1941 году Вирсаладзе работал над эскизами декораций к опере «Лоэнгрин» Вагнера в постановке В. Лосского (театр оперы и балета им. С. М. Кирова). Большинство этих эскизов погибло. Но два из них сохранились (собрание Г. М. Левитина). Существуют еще и фотографии спектакля, доведенного до премьеры и исполненного один раз (18 июня 1941 г.). Они позволяют судить о том, что Вирсаладзе стремился придать декорациям обобщенность и трактовал содержание оперы в возвышенно-легендарном духе. Изображения рыцарских замков здесь суровы и монументальны. Однако целостности образа достигнуть не удалось, а некоторые сцены (свадебное шествие) перегружены деталями. На совершенно ином уровне постановка «Лоэнгрина» будет осуществлена Вирсаладзе совместно с Капланом более чем через двадцать лет, в начале 60-х годов.
Великая Отечественная война прервала столь успешно начавшуюся работу Вирсаладзе в ленинградских музыкальных театрах. Эти театры были эвакуированы. Но художник уехал не с ними. Он вернулся в родной Тбилиси, где пробыл с осени 1941 года до середины 1945 года. В военные годы Вирсаладзе оформил довольно много спектаклей в обоих главных тбилисских театрах: драматическом театре им. Ш. Руставели и театре оперы и балета им. 3. Палиашвили.
<<< Атмосфера радости и веселья
Драматический театр им. Ш. Руставели >>>
<<<Оглавление>>>