В первую очередь, это относится к образу елки. Она здесь не просто элемент декорации или реквизита и не только часть общего фона. Елка - своеобразное «действующее лицо» спектакля. Она - и праздничное чудо, восхищающее детей и манящее их воображение, и таинственное обиталище оживающих игрушек, и символ прекрасного будущего, зовущего юных героев. Ее образ лейтмотивом проходит через все картины. И феерическое путешествие юных героев в сказочном сне Маши оказывается их путешествием по елке. Она составляет фон этого путешествия, ее образ словно сопровождает героев. Елка предстает на сцене то целиком, то отдельным фрагментом, заполняющим весь задний план, то одной вершиной.
В картине новогоднего праздника елка таинственно чернеет на заднем плане. В ночной сцене она фантастически растет, и вместе с ней словно увеличивается все в доме: больше становятся размеры висящего на стене портрета, удлиняются часы, оживают игрушки, превращаясь из кукол в людей. И потому так закономерно Маша вырастает из ребенка во взрослую девушку, а Щелкунчик из безобразной игрушки обращается в прекрасного принца. Вальс снежинок дан на фоне пригорка и виднеющихся вдали домиков. Но над всем доминирует серебристо-белая елка, сияющая ослепительной чистотой. Она здесь словно воплощение мечты, влекущей героев в неведомые дали.
Во втором акте три картины - это три этапа путешествия по елке и одновременно три фона с ее изображением. Они даются последовательно на переднем, среднем и заднем планах. Поднимающиеся занавесы все больше раскрывают сцену, и это продвижение вглубь символизирует восхождение вверх, к вершине ели.
<<< Мышление художника и балетмейстера
Картина новогоднего замысла >>>
<<<Оглавление>>>