Лениниана

С первых дней Октября особый интерес советские художники проявили к образу вождя революции и основателя Советского государства Владимира Ильича Ленина. Влияние его было огромно, и поэтому сказать правду о таком человеке, раскрыть его необыкновенный ум, волю, страстность в революционной борьбе, убежденность, человеческое обаяние стало главной задачей, потребностью сердца и разума многих мастеров советского изобразительного искусства.

В первые годы Советской власти при жизни Ленина художники стремились рисовать его с натуры, выразить личное непосредственное представление о нем. Эти натурные зарисовки служили и служат бесценным художественным й документальным материалом для многих мастеров, работающих над ленинской темой. Мы видим вождя в разные моменты его кипучей государственной деятельности, во время сосредоточенной работы в Кремлевском кабинете, на митингах, заседаниях. Например, известные рисунки И. Бродского были сделаны на заседаниях Третьего конгресса Коминтерна и впоследствии послужили материалом для создания картины «Ленин в Смольном».

Из-за большой занятости Владимир Ильич не имел времени позировать художникам. В 1920—1921-х гг. несколько художников — И. К. Пархоменко, Н. И. Альтман, Н. А. Андреев — получили возможность рисовать В. И. Ленина в Кремлевском кабинете во время его работы.

Огромное значение для всей Ленинианы имеют зарисовки и скульптуры Н. А. Андреева. В его быстрых набросках, которые занимают целиком зал Центрального музея В. И. Ленина в Москве, как бы фиксируется неповторимость каждого мгновения жизни вождя: вот Ильич что-то пишет, или внимательно слушает, или обращается к невидимому собеседнику. Заслуженную известность получили рисунки Андреева, где Владимир Ильич изображен почти в фас, с легким поворотом. На основе глубокого изучения и тщательной работы Андреев сумел воплотить образ вождя и в рисунках, и в скульптуре (статуя «Ленин-вождь»), которые навсегда вошли в золотой фонд советского искусства.


A. М. Герасимов. Ленин на трибуне. 1929—1930. Холст, масло. Центральный музей B. И. Ленина. Москва.

Ряд значительных композиций на раннем этапе советской живописной Ленинианы создал И. Бродский. Картины художника отличаются исторической достоверностью, стремлением показать вождя в тесном общении с народом. Над образом В. И. Ленина успешно работали А. Герасимов (картина «Ленин на трибуне»), И. Грабарь («В. И. Ленин у прямого провода»), П. Васильев и другие.


Вл. А. Серов. Ходоки у В. И. Ленина. 1950. Холст, масло. Центральный музей В. И. Ленина. Москва.

Один из первых скульптурных памятников В. И. Ленину был создан известным скульптором И. Д. Шадром и установлен в 1927 г. на плотине Земо-Авчальской ГЭС, неподалеку от столицы Грузии. В 20—30-е гг. большой вклад в развитие Ленинианы внесли скульпторы В. Пинчук, С. Меркуров, М. Манизер и другие.


И. И. Бродский. Ленин на фоне Кремля. 1924. Холст, масло. Центральный музей В. И. Ленина. Москва.

Особо следует сказать о работе М. Г. Манизера. По его проектам были сооружены памятники В. И. Ленину во многих городах Советского Союза и за рубежом, широкую известность получил памятник, установленный на родине Владимира Ильича — в Ульяновске.


М. Г. Манизер. Памятник В. И. Ленину. 1940. Бронза, гранит. Ульяновск.

Ведущие советские графики Г. С. Верейский, В. А. Фаворский, П. А. Шиллинговский, И. И. Нивинский, П. Н. Староносов отразили в Лениниане пафос и романтику 30-х гг., времени первых пятилеток, когда многие предначертания вождя стали обретать свою явь.

Ленин был исключительно любознательным человеком. Встречаясь и беседуя с людьми, он постоянно искал новое в жизни, черпал факты, крупицы народного опыта, которые могли бы оказаться полезными для решения политических задач. Он обладал редким искусством слушать оратора и своих собеседников. Эта черта ленинского характера нашла отражение в литературе, театре, кино, в изобразительном искусстве. В живописи, может быть, лучше других запечатлели эту черту Владимира Ильича Вл. Серов в картине «Ходоки у В. И. Ленина» и С. Герасимов в картине «В. И. Ленин на II съезде Советов среди делегатов-крестьян». Художники убедительно раскрывают ленинский демократизм, его тесную связь с массами.

После Великой Отечественной войны художники продолжили работу над образом В. И. Ленина. Ленинская тема еще более органично связывается с темой Октябрьской революции. Она стимулировала разносторонние поиски художников в области создания историко-революционной картины, посвященной Великому Октябрю, борьбе партии и народа за Советскую власть, за социализм. Все теснее сливаются в этой теме понятия Октябрь, Революция, Родина. Талантливые произведения создают и признанные мастера, и молодежь: Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов), М. Божий, Е. Кибрик, Н. Жуков, Д. Шмаринов, А. Пластов, В. Касиян, У. Джапаридзе, В. Орешников, В. Нечитайло, П. Белоусов, А. Лопухов, В. Холуев, Н. Сысоев, П. Соколов-Скаля, М. Девятое, В. Жемерикин и другие художники. Широкое общественное признание получила картина «Выступление В. И. Ленина на 3-м съезде комсомола», написанная Б. В. Иогансоном с группой молодых художников. В ней воссоздана атмосфера крупного события в истории нашего славного комсомола, всей страны.

В 1982 г. живописцу Д. А. Налбандяну присуждена Ленинская премия за правдивое и глубокое воплощение образа В. И. Ленина.

В графике кроме портрета и сюжетных композиций появляются единые тематические циклы, в которых разносторонне раскрыто духовное богатство образа. Художникам становятся подвластны и обобщенные, монументальные темы, и камерные, передающие неповторимую теплоту и душевность Ильича: станковые рисунки Е. А. Кибрика, графические листы Д. А. Шмаринова, литографии и акварели Н. Н. Жукова, книжные иллюстрации Д. С. Бисти. Ленинская тема одна из ведущих и в политическом плакате.

Немало интересных решений образа В. И. Ленина найдено в монументальной и станковой скульптуре. Установлены новые памятники вождю, снискавшие заслуженное признание народа. Их авторы ведущие скульпторы — М. К. Аникушин, Е. В. Вучетич, В. Е. Цигаль, Л. Е. Кербель, А. П. Кибальников, В. Б. Пинчук, Г. А. Йокубонис, Г. В. Нерода, 3. И. Азгур, В. 3. Бородай, В. Г. Топуридзе, П. В. Сабсай и другие мастера.

Ленинская тема стала главной в творчестве известного скульптора Н. В. Томского. В его произведениях глубоко передан характер вождя, его ум, человечность, открытость сердца.

Начиная с 1960-х гг. в раскрытии ленинской темы участвуют художники-монументалисты. Фрески, мозаики в сочетании со скульптурой и архитектурой придают этой теме большую величественность и эмоциональность. Примером такого органичного слияния разных видов искусств является Ленинский мемориал в Ульяновске, в создании которого участвовали архитекторы, скульпторы, монументалисты.

Высоким образцом решения ленинской темы в монументальной живописи стала мозаика для занавеса Кремлевского Дворца съездов, созданная А. А. Мыльниковым.

В произведениях ленинской темы художники стремятся передать всенародную любовь к Владимиру Ильичу, живую созидательную силу ленинских идей. Это одна из центральных тем советского искусства, она охватывает и события давно минувших пламенных лет, и недавнее прошлое, и сегодняшнюю новь развитого социализма.

Мавзолей Ленина

Когда входишь на Красную площадь Москвы, то взор приковывает Мавзолей В. И. Ленина. По времени это самое молодое архитектурное сооружение площади, но оно стало идейным и художественным центром ее древнего ансамбля. Создан Мавзолей по проекту выдающегося русского советского зодчего А. В. Щусева.

Сразу же после смерти В. И. Ленина ЦИК СССР принял решение о сооружении временного Мавзолея, который и был воздвигнут по проекту А. В. Щусева ко дню похорон в виде обшитого досками деревянного каркаса в форме ступенчатой пирамиды. Через два месяца доступ в этот временный Мавзолей был прекращен. Затем А. В. Щусев начал перестройку Мавзолея в том же материале, придав ему монументальную архитектурно-художественную форму. Сооружение должно было стать вдохновляющим символом новой эпохи, нерасторжимо связанным с важнейшими историческими событиями. Мавзолей В. И. Ленина является не только усыпальницей, но и трибуной, с которой руководители страны обращаются к народу в дни торжественных празднеств или в час суровых испытаний. И поэтому он построен не в Горках, где скончался В. И. Ленин, а в столице, и на самой ее центральной и торжественной площади.

Второй деревянный Мавзолей был построен к августу 1924 г. Этот Мавзолей тоже сохранил пирамидально-уступчатую форму, а по правую и левую стороны от него были возведены деревянные трибуны. Этот Мавзолей простоял до 1929 г.

Строительство каменного Мавзолея было закончено в октябре 1930 г. Он несколько выше деревянного. Уменьшилось число горизонтальных уступов, и они приобрели иной ритм. В 1945 г. была проведена частичная реконструкция — несколько выдвинули вперед центральный блок с надписью «ЛЕНИН» и на первом уступе пирамидальной части создали главную, более вместительную трибуну. Тем самым была подчеркнута роль Мавзолея не только как усыпальницы, но и как торжественной правительственной трибуны.


А. В. Щусев. Мавзолей В. И. Ленина. 1929—1930. Красная площадь. Москва.

Простыми и выразительными приемами А. В. Щусев сумел не только добиться того, что Мавзолей стал идейно - художественным центром Красной площади, но и собрать ее разрозненные строения в единый и целостный ансамбль.

Мавзолей архитектурно повторяет и выявляет принципы основных сооружений площади: Кремлевских башен, храма Василия Блаженного, Исторического музея. Все эти объекты имеют островерхие завершения, все они устремлены ввысь. И Мавзолей также имеет не плоское, но постепенно уменьшающееся кверху перекрытие, т. е. выражает тот же принцип шатровости, устремленности вверх. Проведенная вертикальная перепланировка площади с частичной подсыпкой грунта и новым замощением каменной брусчаткой позволила установить Мавзолей на самом высоком месте площади.

Мавзолей выполнен в трех основных цветах — красном, особенно интенсивном в верхней части, черном (основание) и сером. Эта цветовая гамма поддержана цветовым решением площади — кирпично-красной стеной Кремля, темно-красным цветом Исторического музея, серым колоритом трибун, каменной брусчатки и Лобного места. Цвет вечнозеленых елей перекликается с цветом шатров Кремлевских башен, а в гармоничной яркости храма Василия Блаженного также преобладают красные и зеленые тона.

Мелкой кирпичной кладке Кремля и Исторического музея, узорности фасада и архитектурных форм ГУМа и храма Василия Блаженного противопоставлена ясность членений и крупноразмерная облицовка Мавзолея могучими квадрами гранита, порфира и Лабрадора. Эти точно пригнанные друг к другу крупные блоки способствуют впечатлению монументальности и мощи относительно небольшого объема Мавзолея, искусно противопоставленного мягкости и изяществу Кремлевских башен и шатров храма Василия Блаженного.

Войдем внутрь Мавзолея через мощные дубовые двери, окованные медью. В вестибюле прямо перед нами — рельефный Герб СССР, вырезанный из серого гранита (скульптор И. Д. Шадр). Поворачиваем налево и попадаем на широкую мраморную лестницу, ведущую вниз, в траурный зал кубической формы. В центре зала на постаменте из черного Лабрадора установлен хрустальный саркофаг с телом В. И. Ленина. Стены зала — из серого лабрадорита с красными порфировыми пилястрами, а вокруг зала проходит по стенам зигзагообразная лента ярко-красного цвета, напоминающая развевающиеся знамена.

Архитектура Мавзолея как внутри, так и снаружи отличается удивительной простотой, ясностью и цельностью. Все здесь уравновешено, строго и гармонично. Мавзолей производит впечатление единого, монолитного объема, что и определяет его впечатляющую монументальность.

Мавзолей В. И. Ленина посетили десятки миллионов людей всех национальностей. Сюда идут бесконечные потоки взрослых и детей, неся в своих сердцах глубочайшую благодарность и безграничную любовь к великому вождю и учителю.

Николай Андреевич Андреев (1873—1932)

Свыше 100 работ — от беглых этюдов до обобщенных монументальных произведений, запечатлевших образ В. И. Ленина, создал скульптор. Он стал основоположником Лениниа-ны, и в этом его главный вклад в развитие советского искусства, подлинный творческий подвиг.

В 1901 г. Андреев закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и начал работать над портретами выдающихся писателей, художников, артистов: Л. Н. Толстого, Л. Н. Андреева, И. Е. Репина, Ф. И. Шаляпина и других. В 1904—1909 гг. Андреев работал над памятником Н. В. Гоголю, ныне установленным на Суворовском бульваре в Москве, во дворе дома, где жил писатель.

После Великой Октябрьской социалистической революции Андреев принимает активное участие в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды, создает статуи «Дантон» и «Свобода», памятники А. И. Герцену и Н. П. Огареву, делает по заказу правительства серию скульптурных портретов участников Октябрьской революции и деятелей мирового революционного движения, исполняет мемориальные доски с портретами В. Г. Белинского, Т. Н. Грановского, А. И. Герцена, Н. П. Огарева. Но основным делом его жизни, значение которого трудно переоценить, стала работа над образом Владимира Ильича Ленина.


Н. А. Андреев. Ленин вождь. 1931—1932. Гипс. Центральный музей В. И. Ленина. Москва.

С 1918 г. скульптор бывает на заседаниях, митингах, конгрессах, где выступает Ленин, делает беглые зарисовки. В 1920 г. он получает возможность рисовать Владимира Ильича в его рабочем кабинете в Кремле. Стараясь не привлекать к себе внимания, Андреев работает по нескольку часов в день. Он наблюдает и рисует. Ленин пишет, читает за своим рабочим столом, разговаривает по телефону, беседует с посетителями. Никакому другому художнику не было дано столь близко и долго изучать Владимира Ильича. Андреев сделал более 200 графических рисунков.


Н. А. Андреев. Ленин пишущий. 1920. Гипс. Центральный музей В. И. Ленина. Москва.

Быстрой, точной линией, то чуть заметной, то резкой и решительной, передает Андреев ленинскую энергию, активность, действенность. Рисунки с натуры оказались бесценным материалом при создании скульптурной Ленинианы, в которой Андреев сумел передать главные черты Ленина — человека и вождя («Ленин пишущий», гипс, 1920; бронза, 1936, ГТГ; «Ленин слушает доклад», гипс, 1924 — 1925; бронза, 1947, ГТГ).

После смерти Ленина Советское правительство поручило скульптору создать статую вождя. Андреев выполняет ряд скульптур, добиваясь все большей монументальности и обобщенности образа. Результатом этой работы и была статуя «Ленин-вождь» (гипс, 1931 — 1932, Центральный музей В. И. Ленина, Москва; мрамор, 1936, ГТГ). Ленин представлен в позе оратора, уверенным жестом опершегося на трибуну. Откинутая голова, твердый взгляд, сжатый кулак руки — все говорит о непоколебимой силе духа и воле к действию. В этой величественной и монументальной скульптуре слились воедино творческая энергия, мудрость и простота Ленина.

Лениниана Андреева имеет огромное, непреходящее значение. Она сохранит навсегда в памяти людей облик В. И. Ленина.


<<< Лаковая миниатюра

Ленинский план монументальной пропаганды >>>

<<<Весь указатель FAQ>>>