Искусство Востока. Кацусика Хокусай (1760-1849).

Хокусай — один из самых знаменитых мастеров японской гравюры. Его произведения стали национальными символами страны. Таким символом стала прежде всего священная для японцев гора Фудзи, которую он с неутомимой изобретательностью показывал в разное время дня, с разных точек зрения, в разных, порой неожиданных ракурсах.

Хокусай родился в семье ремесленника, начал свою деятельность рассыльным в книжной лавке. Именно там он познакомился с искусством книжной иллюстрации, которая очаровала и привлекла его. Он поступил учиться к резчику гравюр Накаяма Тэцусон, а затем — к известному художнику-графику Кацукава Сюнсё. Там, в мастерской Сюнсё, он выполнил и свои первые произведения. Это были пейзажи, изображения актеров и борцов. В них молодой мастер еще находится под влиянием господствовавшей тогда в театральной гравюре школы Кацукава. Но молодой художник продолжает искать собственные средства выражения, знакомится с голландскими гравюрами, изучает европейскую живопись. Первые самостоятельные гравюры Хокусая — это поздравительные карточки (суримоно). Одна из них вошла в классический перечень работ Хокусая. Это «Луна, хурма и кузнечик». В этой небольшой по размеру гравюре поэзия и изобразительное искусство слились воедино, создав образ прекрасной лунной ночи.

С юности Хокусай увлекается книжной графикой, иллюстрирует свыше 500 томов различных книг. Трудно охарактеризовать их все, но наиболее замечательной является, несомненно, «Манга» — своеобразная энциклопедия художественного творчества. В нескольких томах, разных по тематике, Хокусай дает иллюстрации, посвященные событиям прошлого и современной жизни. Тут изображения людей и животных, архитектура, атрибуты быта.


К. Хокусай. Волна. (Из серии «36 видов Фудзи»). 1-я половина XIX в. Цветная гравюра на дереве.

Но полностью раскрылся талант Хокусая в пейзаже. Главные его пейзажные серии — «36 видов Фудзи», «Мосты», «Поэты Китая и Японии», «100 видов Фудзи», которую он подписал «Старик, одержимый рисунком». Высоким вдохновением, исследовательским интересом проникнуты эти и многие другие серии.

«36 видов Фудзи» — вершина творчества Хокусая. В них священная гора изображается как природное явление необычайного масштаба, поразительное по своей мощи и величию. В гравюрах из той же серии — «Дровяной склад в Хондзё», «Пильщики в горах Тотоми», «Бочар» — на первом плане изображены простые труженики Японии, занятые своей работой. Прихотливой фантазией художника в эти гравюры вписана гора Фудзи, то еле видная на горизонте, то искусно вписанная в очертания огромной бочки, изготовляемой бочаром. Сопоставление простых японцев в их обыденном труде со священной горой не случайно. Здесь художник как бы нащупывает ту связь, которая помогла ему соединить вместе жанровые и пейзажные мотивы, сопоставить по значению священную гору Японии — Фудзи и простой трудовой люд, живущий в этой стране.

Кацусика Хокусай прожил долгую жизнь в искусстве, постоянно обогащая свою творческую манеру. Но всегда, по словам самого художника, oн стремился к совершенству, искал свободу выражения и правду в искусстве. Имя этого великого мастера стало синонимом высокого искусства пейзажной гравюры.


<<< Искусство Востока.

Выставки детского художественного творчества >>>

<<<Весь указатель FAQ>>>