Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание является важнейшим фактором всестороннего и гармонического развития молодого поколения. Уже в «Основных принципах единой трудовой школы» (1918), подписанных А. В. Луначарским, подчеркивалось: «...Под эстетическим образованием надо разуметь систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и соз давать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным».

Выдающиеся советские общественные деятели и педагоги — Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий — рассматривали эстетическое воспитание не как изолированный участок работы с детьми, а как процесс, неразрывно связанный с идейно-политическим, трудовым, нравственным, физическим воспитанием.

Эстетическое воспитание понимается сегодня как широкий и многогранный процесс. Оно включает в себя не только воздействие искусством, но и воспитание средствами окружающей действительности — красотой труда, природы, отношений в коллективе, трудового и художественного творчества.

Эстетическое воспитание и художественное образование подрастающего поколения в нашей стране начинается с дошкольного возраста. Уже в детских садах изобразительной деятельности детей уделяется значительное внимание, в соответствии с программами воспитательной работы дошкольники занимаются здесь рисунком, лепкой, создают декоративные композиции, учатся видеть прекрасное в искусстве и в жизни.

В дальнейшем эстафету приобщения молодого поколения к изобразительному искусству, художественному творчеству принимает общеобразовательная школа. В группе гуманитарных предметов, изучаемых в школе, выделяются три предмета эстетического цикла — литература, музыка и изобразительное искусство. Изобразительное искусство как учебный предмет имеет целью развитие у школьников художественно-творческих способностей, воспитание художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству, овладение основами изобразительного творчества. Программа предусматривает рисование с натуры, тематическое и декоративное рисование, беседы о выдающихся произведениях. Важной формой работы являются факультативные занятия изобразительным искусством, базирующиеся на выявившемся устойчивом интересе учащихся к той или иной его области.

Воспитательное воздействие искусства не ограничивается только сферой предметов эстетического цикла и системой факультативных занятий. Классные и внеклассные формы эстетического воспитания дополняются внешкольными, которые имеют сложную систему, включающую детские художественные школы и изостудии, радио и телевидение (передачи для детей и юношества), газеты и журналы для юных читателей (см. «Юный художник»), специализированные книжные издательства.

В развитии и совершенствовании эстетического воспитания молодого поколения большую роль играет советская педагогическая наука. Исследования педагогов направлены не только на то, чтобы поднять детей до уровня понимания подлинного искусства и развить у них художественный вкус, но и на то, чтобы с помощью искусства социалистического реализма формировать марксистско-ленинское мировоззрение и коммунистическое отношение к жизни, к труду.


<<< Эрмитаж

Этюд, эскиз >>>

<<<Весь указатель FAQ>>>