Экслибрис

Экслибрис (в переводе с латинского — «из книг») — первые слова надписи, наиболее часто употребляемой на знаке принадлежности книги (например, «из книг А. П. Петрова»). Этим термином обозначается книжный знак в различных вариантах: «Книга...», «Из библиотеки...», «Из собрания книг...», а то и просто фамилия владельца или даже одни инициалы. В прошлом самую надпись часто заменял герб владельца книги, ведь книга в те времена не уступала по ценности многим сокровищам, на ее изготовление шли годы труда художников-миниатюристов, каллиграфов-переписчиков. Поэтому книги чаще всего принадлежали лишь очень состоятельным, часто титулованным владельцам (см. Миниатюра).

На протяжении веков многие выдающиеся мастера в решениях своих экслибрисов так или иначе пытались отразить нечто большее, чем происхождение и звание книговладельца,— передать особенности внутреннего мира человека, его связей с обществом, историей, природой.


Г. А. Кравцов. Экслибрис О. Попова. 1962. Ксилография.

В советскую эпоху тематика экслибриса многократно расширилась, характеризуя современного человека нового общества с его возросшими культурными и социальными запросами.

В зависимости от исторических условий экслибрисы изготавливались по-разному Еще в Древнем Египте в библиотеке фараона к папирусам прикрепляли маленькую фаянсовую табличку с именем владельца. До изобретения книгопечатания экслибрис рисовали прямо на книге. В эпоху книгопечатания книжный знак принимает форму миниатюрного эстампа, оттиснутого на станке с гравированной на меди или дереве доски. В первой половине XIX в. гравированный экслибрис стал уступать место литографскому благодаря простоте печати с камня, а во второй половине века — печатному клише (фотомеханическое воспроизведение рисунка). В конце XIX — начале XX в. в связи с возрождением интереса к оригинальным способам печати экслибрисы все чаще гравируют на дереве, иногда — на новом материале — линолеуме, хотя параллельно их печатают и с клише.


В. Н. Фролов. Экслибрис Т. Като. 1965. Ксилография.

Экслибрисы содержали изобразительную информацию, которая почти до конца XIX в. ограничивалась главным образом передачей геральдических фигур, символических изображений, иногда дополненных текстами с девизами или изречениями. Иногда вводился несложный декоративный мотив, элементы пейзажа, декоративно-орнаментальная деталь или рамка.

Издавна существовали и чисто шрифтовые книжные знаки, которые сначала печатались с помощью своеобразных штемпелей, составленных из литер, были кратки, состояли иногда из одной строки. Текст порой дополняла небольшая виньетка или герб, линейная или составленная из особых декоративных элементов типографского набора (акциденций) рамка.


А. И. Калашников. Экслибрис Клауса Ределя. 1968. Ксилография.

Разновидностью экслибриса, родственной гербу, стал вензель — виньетка из одной или нескольких начальных букв имени владельца книги.


Р. Кальо. Экслибрис А. Лепика. 1963. Ксилография.

Основное назначение книжного знака — указание на владельца книги. Однако нельзя назвать экслибрисом просто надпись от руки. Экслибрис — это особый элемент книжной графики.

История искусства экслибриса богата примерами высокохудожественных композиций, графических достижений их авторов, в числе которых — выдающиеся художники Возрождения

A. Дюрер, X. Хольбейн Младший, Л. Кранах Старший; многие мастера XVIII в.; известные художники конца XIX — начала XX в. О. Бёрдсли, П. Пикассо, Ф. Мазерель, замечательные мастера русского и советского искусства


Н. В. и Г. Н. Бурмагины. Экслибрис Н. В. Бурмагина. 1965. Ксилография.

B. М. Васнецов, М. А. Врубель, К. А. Сомов, А. П. Остроумова-Лебедева, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, В. А. Фаворский, А. И. Кравченко, видные советские графики нашего времени М. С. Чуракова, Г. А. Кравцов, В. А. Фролов, Ф. Д. Константинов, М. М. Верхоланцев, П. Упитис и многие другие.

Каким бы ни был экслибрис в наши дни по содержанию, он должен оставаться книжным не только по своему сюжету, но и по внешнему виду: по композиции, обязанной быть стройной (ибо это эмблема), по конфигурации, размерам (желательно не очень большим), фактуре (в идеале близкой к фактуре шрифтового набора), по связи в едином «дуэте» текстовой и изобразительной частей знака, по культуре образного решения хорошо читаемого с первого взгляда текста и другим специфическим признакам, важность и нужность которых проверена веками.


Г. 3. Бехам. Экслибрис Гектора Помера. 1530-е гг. Ксилография

В наши дни искусство книжного знака популярно как среди библиофилов, так и почитателей искусства графики. В нашей стране ведут пропаганду искусства и исследования книжного знака ряд экслибрисных клубов (в Москве, Минске, Новосибирске и других городах), входящих в большие республиканские добровольные общества книголюбов. Издается специальная литература, организуются выставки художественно исполненных книжных знаков, конкурсы на лучший экслибрис.

Искусство книжного знака — это сравнительно небольшая ветвь современной графики. Достижения этого своеобразного искусства не могут не привлекать всех тех, кто любит выразительную силу графического афоризма.


<<< Шпалеры

Эрмитаж >>>

<<<Весь указатель FAQ>>>