Так называется стиль западноевропейского средневекового искусства периода с X до XII в. (в ряде стран до XIII в.), когда господство феодально-религиозной идеологии было наиболее полным. Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного типа архитектуре — церквам, монастырям, замкам: эти массивные каменные сооружения воздвигались обычно на возвышенных местах и господствовали над местностью. Наружный облик романских построек отличался монолитной цельностью и торжественной силой, здание состояло из простых, четко выявленных объемов, подчеркнутых равномерными членениями; мощь, толщина стен усиливались узкими проемами окон, ступенчато углубленными порталами и внушительными башнями. Внутри романские храмы делились на равные пространственные ячейки и перекрывались сводами (реже куполами) на полуциркульных арках, что придавало зданию ощущение незыблемой устойчивости, отождествлявшейся с непоколебимостью божественного миропорядка. В раннем романском стиле церкви украшались росписями, а с конца XI — начала XII в. ведущую роль в оформлении церквей получили монументальные рельефы, располагавшиеся на порталах, иногда покрывавшие всю фасадную стену, а внутри храма рельефы помещались, как правило, на капителях колонн и столбов. Главное место отводилось изображениям, говорившим о грозном всемогуществе божества. В строго симметричных композициях преобладала над всеми фигурами огромная фигура Христа. Условные, экспрессивные формы были характерны и для повествовательных сцен. Полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству и к языческим представлениям. В некоторых произведениях романского стиля (рельеф «Ева» работы мастера Жильбера в Отёне во Франции) можно видеть зарождение интереса к человеческим судьбам и переживаниям. Высокого развития достигли в романском стиле миниатюрная живопись в священных книгах, искусство эмали, резьба по дереву и кости, ювелирное искусство, литье и чеканка по металлу. Изделия романских мастеров отличаются массивностью, суровой мощью форм, яркостью цвета.
Церковь Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье. XII в. Франция.
Значительное развитие романский стиль получил во Франции, в Германии, Италии, Испании, Англии; памятники романского стиля есть в Австрии, в Скандинавских странах, Польше, Венгрии и других странах.
На территории СССР черты романского стиля можно видеть в ранних частях Домского собора в Риге, в круглой церкви села Горяны близ Ужгорода и в росписях внутри этой церкви.
<<<Весь указатель FAQ>>>