Иногда произведение станкового изобразительного искусства состоит из нескольких законченных частей: трех (триптих), двух (диптих) или многих (полиптих), связанных единым замыслом. Отдельные произведения, входящие в состав полиптиха, согласуются не только по содержанию, но также по формальному решению, каждому из них отводится строго определенное место. Левую часть, например, невозможно переставить направо или верхнюю — вниз, не нарушив художественного единства.
Расцвет искусства полиптиха относится к концу средневековья и отчасти к эпохе Возрождения, когда он использовался для украшения церковных алтарей. Замечательным произведением искусства является знаменитый Гентский алтарь, выполненный нидерландскими художниками братьями ван Эйками (см. Ян ван Эйк).
Полиптих в специальной раме с ячейками для каждой части произведения устанавливался стоймя, наподобие ширмы. Известно много складных, створчатых полиптихов (на петлях).
Бывают полиптихи небольшие, переносные, встречаются огромные, многоярусные, насчитывающие до 60 и более частей. Как правило, полиптихи создаются в живописи, реже — в скульптуре, бывает и сочетание живописных частей со скульптурными. К сожалению, многие старинные полиптихи со временем оказались разъединенными, их отдельные части находятся в различных музеях.
С конца XIX в. живописцы вновь стали создавать произведения в форме полиптиха, главным образом триптиха. Современный триптих состоит чаще всего из отдельных картин, не объединенных общей рамой и лишь рассчитанных на развеску в определенном порядке. Триптих привлекает художников возможностью более разностороннего раскрытия темы. Прекрасные триптихи создали советские художники П. Д. Корин («Александр Невский»), Г. М. Коржев («Коммунисты», 1957—1960, ГРМ).
Триптих Коржева посвящен революционному прошлому. Художник показывает своих героев в момент наивысшего напряжения духовных и творческих сил. Центральная часть — «Поднимающий знамя» освещает кульминационный момент революционной борьбы. Минуту назад герой картины — рабочий шел за знаменосцем в общих рядах демонстрантов. И вот теперь он сам берет знамя у погибшего товарища, чтобы повести за собой людей. Левая часть — «Гомер (Рабочая студия)» воспринимается как символ вечности искусства, как преемственность великих творческих дерзаний. В правой части триптиха — «Интернационал» художник создает образы двух красноармейцев, отстаивающих Красное знамя ценой своей жизни.
Произведение Коржева обращено к современникам, наследникам революционных завоеваний народа. Художник говорит о том, как важен подвиг отцов, их нравственный пример для тех, кто несет сегодня пролетарское знамя, как высока гражданская ответственность каждого из нас за упрочение завоеваний Великого Октября. В этом главная идея, объединяющая все три полотна в единое целое.
<<<Весь указатель FAQ>>>