Мозаика

Мозаикой древние называли картины, посвященные музам. Как вечны музы, так должны были быть вечны и эти картины. Поэтому их писали не краской, а набирали из кусочков цветного камня (Древняя Греция, V в. до н. э.), а затем из кусочков специально сваренного глушеного (непрозрачного) стекла — смальты. Особенно распространились мозаичные полы и мозаичные картины на стенах в римском искусстве с I в. до н. э. Основной элемент римской мозаики — маленький кубик цветного камня или смальты, так называемый модуль. Чем меньше модуль, тем тоньше и изящнее получается мозаичное произведение. Мел ко модульные мозаики используются в декоративно-прикладном искусстве — ими облицовываются шкатулочки, столешницы, чернильные приборы и т. д. Но основная область применения мозаики — монументальное искусство. Огромная смальтовая мозаика выложена в алтаре Софийского собора в Киеве. Здесь же неподалеку, на территории Лавры, при раскопках были обнаружены мастерские стеклодувов с остатками смальты. Они относятся к XI—XII вв. Большого развития достигло мозаичное искусство в Грузии.


Императрица Феодора. Ок. 547. Мозаика церкви Сан-Витале (фрагмент). Равенна.

В России возрождение мозаичного искусства связано с работами М. В. Ломоносова, построившего Усть-Рудицкую стеклодельную фабрику и разработавшего ряд новых рецептов варки цветных стекол для смальты. Широко известен его мозаичный портрет Петра I, а также картина «Полтавская баталия».

В Италии, в городе Флоренции, в XVI в. распространился другой вид мозаичной техники: картины или орнаменты набирались из более крупных кусков цветных мраморов, вырезанных по шаблонам, соответствующим основным линиям рисунка. Такая мозаика получила название мраморной или флорентийской. Кроме того, мозаика может выполняться из больших или мелких кусков цветной поливной керамики — майолики, даже из кирпичей, одна сторона которых покрыта цветной глазурью. Украшение архитектурных сооружений орнаментальной майоликовой мозаикой особенно распространено на Ближнем Востоке, в Средней Азии. Много прекрасных памятников такого искусства в Бухаре, Самарканде и других наших среднеазиатских городах.

Когда поливными кирпичами или плитками облицовывается стена, портал, купол, то применяется техника так называемого прямого набора, т. е. цветной камень, плитка или кусочек смальты укладывается на стену, куда предварительно нанесен известковый или цементный раствор. Однако делать «прямым набором» мелкомодульные римские мозаики очень трудоемко и долго. Поэтому сегодня гораздо чаще используется техника «обратного набора»: на листы обычный бумаги наносят линии будущего изображения, затем эти листы намазывают клеем и на клей по линиям рисунка укладывают смальту лицевой стороной вниз. После этого листы заливают раствором и, когда он «схватится», набор переворачивают, бумагу с лицевой стороны смывают. Обычно такие плиты с мозаикой делают размером 1 X 1 м или несколько больше, а потом уже их монтируют на стене как части большого мозаичного панно.


В. К. Замков. Культура. Искусство. Театр. Флорентийская мозаика. 1980. Культурный центр Олимпийской деревни. Москва.

В советском монументальном искусстве мозаика является одной из самых распространенных техник. В 1930—1950-х гг. наши выдающиеся художники А. А. Дейнека и П. Д. Корин украсили мозаичными панно ряд станций Московского метрополитена (Маяковская, Комсомольская-кольцевая и др.). К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина большие мозаичные произведения появились в новом Мемориальном центре и на многих зданиях города Ульяновска — родины Владимира Ильича. Один из выдающихся мастеров мозаики — грузинский художник 3. К. Церетели. Его работы украшают курорты Пицунда, Адлер, Саирме, автовокзал, Дом профсоюзов и другие здания в Тбилиси. Среди работ последних лет наиболее выразительна римская мозаика Б. А. Тальберга «Гостеприимство» и флорентийская мозаика В. К. Замкова «Культура. Искусство. Театр»— обе находятся в Культурном центре Олимпийской деревни в Москве.


<<< Модернизм

Мольберт >>>

<<<Весь указатель FAQ>>>