Интерес к средним векам



Уже в эпоху Великой революции мы видим появление первых признаков, указывающих на пробуждение в обществе интереса к истории. Нельзя прежде всего не указать на то впечатление, которое производил на современников Музей французских памятников, организованный в 1793 году Александром Ленуаром, впервые познакомивший французское общество с художественными сокровищами материальной культуры средних веков.

Интерес к средним векам сказался в дальнейшем в основании Кельтической Академии. В литературе первый толчок к увлечению средними веками мы находим у Шатобриана. В 1802 году Шатобриан публикует «Мучеников», в 1809 году - «Гения христианства». Никто, конечно, не будет подходить к работам Шатобриана, как к научному историческому сочинению. Порочность метода Шатобриана, его реакционность очевидны. Но его художественное воображение позволяло ему создавать живые картины нравов и быта далекого прошлого, поразившие читателя своей колоритностью и образностью. После холодного, схематически сухого изложения, к которому приучили читателя историки XVIII столетия, поэтическое прозрение Шатобриана восстанавливало, казалось, прошлое в его красках и плоти. Именно чтение Шатобриана помогало признать самого замечательного из историков начала XIX века Огюстена Тьерри.

В эти же годы появляются первые исторические публикации, свидетельствующие о пробуждающемся вкусе к средним векам; так, Мишо публикует в 1808 году свою «Историю крестовых походов». Можно отметить также работы Сисмонди и других. Большим успехом начинают несколько позднее пользоваться во Франции исторические романы Вальтера Скотта.


<<< Философы просвещения

Содержание исторической живописи >>>

<<<Оглавление>>>