Образующая вершину группы фигура грека с длинными усами в национальном костюме является олицетворением мрачного отчаяния; он безучастен к жалобам припадающего к его коленям подростка; у его ног две девочки прижимаются друг к другу в страстном объятии, как бы прощаясь с жизнью. Быть может, наиболее экспрессивными являются фигуры супругов, брошенных на землю впереди всей группы. С мужчины сорвана одежда, его оливкового тона торс дан обнаженным, глаза неподвижно устремлены в одну точку, как бы провидя зрелище непереносимых страданий; жена, выплакавшая все слезы, неподвижно застыла рядом, опустив голову на плечо супруга. Несколько сзади виднеются фигуры обнимающейся в плаче пары. Далее одетая в богатые одежды старуха с блуждающим взором, лишившаяся рассудка от пережитых ужасов; рядом с ней растерзанный труп полуобнаженной молодой женщины; ее ребенок, припадая губами, напрасно ищет материнскую грудь.
Темным силуэтом сзади группы вырисовывается на фоне пожарищ фигура охраняющего пленных турка с тюрбаном на голове и с ружьем в руках. Справа разыгрывается трагически напряженная сцена увода женщины гречанки; обезумевший от горя грек бросается с мольбой о пощаде к турецкому всаднику, надменным Жестом отстраняющему его. Этот жестокий образ дает акцент всей сцене; он заставляет почувствовать весь безысходный трагизм участи греков, их обреченность на гибель. Делакруа развертывает перед зрителем целую симфонию горя, отчаяния, страдания. Но он изображает ее сдержанными средствами - сцены убийств и пыток отнесены на далекий задний план.
<<< Тема человеческого бедствия
Реализм изображений - все писалось с натуры >>>
<<<Оглавление>>>