«Встреча императоров» (Лувр)



«Это - великая армия, это - солдаты или, скорее, это - люди, это - человеческое бедствие, человеческая нужда, одинокая под облачным небом, на обледенелой почве, без проводника, без начальника, без отличия. Это - отчаяние в пустыне... Всюду, куда смотрит глаз, он находит лишь ужасное бедствие».

Когда Шарле писал обреченную на гибель армию Наполеона, отступающую по снежным равнинам России, эти ледяные поля под черным балдахином нависшего неба, он не мог не вспомнить своего предшественника. Шарле заострил, развил полнее, развернул с эпической широтой тему о человеческом страдании, поставленную Гро в «Эйлау».

Разбирая работы Буассара и Шарле как продолжателей Грс мы несколько забежали вперед: возвратимся снова к первым десятилетиям XIX века.

Мы видели, что эпоха Наполеона, отрывая художников от исключительного следования античной тематике, побудила их искать в современности картины исторического значения. Наряду с работами Давида и Гро, следует упомянуть о работах Жерара («Битва при Аустерлице»), Жироде («Восстание в Каире»), Герена («Милосердие Бонапарта»). Даже идиллический Прюдон был привлечен к прославлению современности: он пишет «Встречу императоров» (Лувр).


<<< Отступлении из России

Художники на воспевание «подвигов» >>>

<<<Оглавление>>>