Окружающая природа

Пожалуй, первое, на что следует обратить внимание, это развязки той коллизии (наблюдение А. Морозова), которая сама по себе была достаточно распространенной. Это сразу смещало привычные смысловые акценты. Мы как бы застаем героев произведения в момент, когда, достигнув предельного напряжения, действие остановилось на рубеже различных, равно возможных для данной ситуации исходов. Героизм деятельной личности раскрывается здесь не в апофеозе трудовой победы, не в кульминации борьбы и преодоления препятствий (вспомним «Плотогонов» Андронова, «Ремонтников» Салахова, «Строителей Братской ГЭС» Попкова и др.), даже не в буднях целинных земель, колхозной страды, научных изысканий («Полярники» Смолиных, «Полдень» Попкова, «Трактористы»), которые должны завершиться покорением стихийных сил природы, но в пути, в процессе поисков, в устремлении к цели. Благодаря этому важным становится не столько результат, польза дела, «степень участия» в коллективном производстве, сколько социальная ценность личной стойкости, индивидуального намерения, нравственное отношение к своим человеческим обязательствам, гражданскому долгу. Окружающая природа, предметно-пространственная среда уже не могут восприниматься пассивной, инертной материей, которую предстоит освоить и преобразовать.



<<< Искусство «шестидесятников»

Внешние по отношению к персонажу пейзаж >>>

<<<Оглавление>>>

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи
Звездные войны